Судьба русской балерины Ольги Спесивцевой, наверное, одна из самых печальных, которую знает история балета. Для многих Спесивцева была идеальной Жизелью, ее безупречный танец и вид уязвимости затмевали даже интерпретацию Павловой. Балерина очень хотела танцевать в России, но те времена, на которые пришелся расцвет ее карьеры не оставили Ольге шанса.
Ольга Спесивцева в образе Жизель.
Ольга Спесивцева родилась в обеспеченной семье. Однако смерть отца привела семейство к тяжелым финансовым трудностям, и Ольгу отправили в детский дом. В десять лет она стала студенткой Императорского хореографического училища в Санкт-Петербурге. Здесь она нашла порядок и дисциплину, в которых нуждалась в жизни. Застенчивая, замкнутая девочка, Ольга посвятила свою жизнь балету. В 1913 году окончила ее, а в 1916 году стала солисткой балетной труппы Мариинского театра.
Ольга Спесивцева.
Хотя она не поддерживала идеи Сергея Дягилева о танцах, в 1916 году согласилась заменить Тамару Карсавину в американском турне «The Ballets Russes». Вернувшись в Россию в 1918 году, Ольга получила звание примы-балерины. Здесь ей представился шанс впервые станцевать «Жизель». Именно эта роль прославит балерину на весь мир.
Сергей Дягилев.
Будучи человеком искусства, Спесивцева не особенно вникала в перипетии революционных событий, которые набирали силу в России. У нее впереди была долгожданная премьера — она готовилась выйти на сцену в роли Жизели в одноименном балете.
Такой уникальный шанс выпадает не многим начинающим танцовщицам. Она целыми днями занималась в репетиционных залах, оттачивая каждое движение своей героини.
Влюбленный поклонник Спесивцевой, знаменитый искусствовед Аким Волынский посоветовал однажды Ольге посетить психиатрическую клинику, чтобы лучше вжиться в роль Жизели, которая находится на грани сумасшествия.
Балерине понравилась такая нестандартная идея, но лучше бы она этого не делала. Посещение дома для душевнобольных действительно добавили в исполнение балерины нотки реализма. Однако впечатлительная артистка слишком близко приняла тот ужас, который увидела в больнице.
Накануне премьеры она скажет: «Я не должна, не должна ее танцевать — слишком вживаюсь в роль».
Если бы она тогда знала, что судьба приведет ее в психиатрическую клинику, но уже в качестве пациентки, у которой не будет даже имени.
Слава и признание были так прекрасны, что у балерины совершенно не было времени и желания, наконец, осознать, что Российская империя встретила свой страшный кровавый конец.
Впрочем, разруха и голод революционной России коснулись всех. Зарплаты артистов Мариинского театра превратились в мизерные пособия. В ледяных репетиционных залах, которые перестали отапливать было невозможно репетировать.
Серж Лифарь и Ольга Спесивцева.
Хрупкое здоровье Спесивцевой и лишения русской революции способствовали тому, что в 1919 году она заболела туберкулезом.
К счастью Ольги, в ее жизни появился мужчина — богатый чекист Борис Каплун. Он практически спас балерину от смерти, отправив лечиться в Италию. Роман Бориса и Ольги был странным и недолгим: покровитель исчез из ее жизни так же внезапно, как и появился.
Ольга Спесивцева, прима-балерина.
К 1921 году она восстановила свои силы и снова присоединилась к Русскому балету в Лондоне, чтобы танцевать принцессу Аврору в «Спящей принцессе».
Допополнено: Дягилев изменил название со «Спящей красавицы» на «Принцессу» (The Sleeping Princess) с оглядкой на моду на высшую аристократию после революции. В то же время известно, что на вопрос, почему он так сделал, он якобы ответил, что «не располагает красавицами».
Увы, на Туманном Альбионе балет потерпел финансовый крах. Однако в России, куда Спесивцева вернулась из Англии, Аврора в ее исполнении имела большой успех. В 1924 году, окончательно потеряв сцену Мариинского, она поняла, что в России ее больше ничего не держит и в последний раз покинула родину.
Ольга вместе с матерью эмигрировала в Париж, где стала звездой балета Парижской оперы. Сначала ее тепло приняли в «Гранд-Опера», балетмейстером в котором был Серж Лифарь — французский артист балета. Ради нее даже возродили балет «Жизель», который парижане не видели больше полувека.
Серж Лифарь.
Однако Франция не приняла Ольгу. Так считала сама балерина. Ей казалось, что в ней все видят русскую шпионку. Но, скорее, дело было в максимализме и перфекционизме, которые мешали ей найти общий язык с Сержем. Балерина не стала испытывать свое терпение и вновь решила уехать.
На сей раз она отправилась в Лондон.
Приглашение танцевать Одетту во втором акте «Лебединого озера» в Ковент-Гардене побудило Спесивцеву в 1929 году вернуться в труппу Дягилева.
Он пообещал балерине, что воскресит для нее Жизель. Но этим планам не суждено было сбыться. 19 августа 1929 года Сергей Павлович умер. Ольга тяжело переживала уход Дягилева. Несмотря на разногласия, он был для нее настоящим другом, поддерживал и выручал в самых тяжелых ситуациях, до самых последних дней старался давать ей работу.
Ольга Спесивцева в разгар карьеры.
От тяжелой депрессии ее спасла встреча с американским бизнесменом Леонардом Брауном. Их отношения длились девять лет. Леонард оказался тем мужчиной, с которым Ольга готова была провести всю свою жизнь. Он не только поддерживал ее финансово, но и взял на себя все бытовые вопросы балерины, заботился о ней и матери.
Ольга расцвела. Она вновь танцевала, гастролировала по разным странам, а рядом с ней был любимый мужчина. В 1932 году ей удастся снова станцевать «Жизель» в советской постановке Камарго в театре «Савой».
Это выступление знаменовало возрождение отечественного классического балета в Англии.
В 1934 году Ольга приняла приглашение совершить довольно большое турне по Австралии, в котором затмила воспоминания о выступлениях Павловой.
Однако гастроли давались ей очень тяжело. Балерина танцевала каждый день, ее мучала усталось, она с трудом переносила жаркий климат.
И психика артистки балета не выдержала перегрузок… наступила сильнейшая депрессия. Звезда балета стала вести себя неадекватно, появились симптомы серьезного душевного заболевания.
Ольга Спесивцева.
Леонард отвез балерину в Америку, где определил ее в хорошую клинику.
Но Браун неожиданно умирает от инфаркта. Такого удара нестабильная психика танцовщицы уже не выдержала. Ольга начала терять память, не могла выговорить простые слова, даже собственное имя вспоминала с трудом. В таком состоянии ее поместили в психиатрическую клинику для неимущих под Нью-Йорком. Так одна из талантливейших балерин XX века превратилась в безымянную пациентку № 360446.
Ольга Александровна Спесивцева в зрелом возрасте.
Она проживет в больнице 21 год, десять из которых в общей палате на 20 коек в полнейшей изоляции. Французский она почти забыла, английского толком не знала, а на русском там никто не говорил.
Но в 1940 году случилось чудо. Молодой американский танцовщик и литератор Дейл Ферн читая дневник Вацлава Нижинского наткнулся в нем на фотографию Ольги Спесивцевой. Он стал искать информацию о балерине и совершенно случайно выяснил, где она находится. Ферн посещал некогда блистательную артистку каждую неделю в течение 10 лет и писал ей письма на французском.
По сути, Ферн спас Спесивцеву, потому что, когда в больнице узнали, кто у них находится, условия содержания кардинально изменились. Пациентка № 360446, наконец, обрела имя и хорошую палату, в которой ей позволили держать православные иконы.
Все это способствовало улучшению состояния Ольги Александровны.
Ольга Александровна в пансионате «Толстовские фермы».
В 1960 году Ольгу Спесивцеву удалось забрать из психиатрической больницы и определить жить на «Толстовскую ферму» — приют для престарелых, который организовала дочь Льва Николаевича Толстого — Александра. Здесь ей было уже комфортно. Она почти победила болезнь, занималась интересными для себя занятиями, к ней приходили гости, в том числе знаменитые артисты и артистки балета.
На «ферме» великая русская балерина прожила 30 лет — до конца своих дней. Она так и не вышла замуж.
Ольга Александровна Спесивцева скончалась в 1991 году. Ей было 96 лет.
О ее Жизели было сказано: «Она танцевала не для себя, не для публики, а для самого Танца».