Что с лицом у Елены прекрасной. Или я художник, я так вижу

Олицетворением совершенной красоты, воплощением истинной женственности испокон веков являлась Елена Троянская — роковая женщина, из-за которой разыгралась многолетняя война.

Мы все помним этот миф: три богини, Гера, Афина и Афродита, не поделили злополучное яблоко раздора, которое должно было достаться самой прекрасной из них. Рассудить спорщиц должен был Парис. Не полагаясь исключительно на его вкус и собственные прелести, каждая из богинь постаралась подкупить юношу. Афродита, например, пообещала ему любовь прекраснейшей из женщин.



Этот посыл показался Парису самым желанным, яблоко раздора было отдано богине любви, а судьба Елены была решена. Как самая прекрасная женщина на земле теперь она должна была влюбиться в Париса.

Ангелика Кауфман. Венера уговаривает Елену любить Париса. 1790

Ангелика Кауфман. Венера уговаривает Елену любить Париса. 1790

Проблема была в том, что Елена уже была замужем за царем Менелаем, причем, счастливо. Но сопротивляться наведенным чарам она не смогла, и как только муж отлучился, собрала все его сокровища и укатила с Парисом в (Гагры). Разгневанный Менелай бросился следом… А дальше понятно — Троянская война, деревянный конь, путешествие Одиссея… Эту часть мифа все мы знаем, но нередко упускаем из вида другую: что было, когда спустя девять лет Менелай таки ворвался в Трою и добрался до Елены.


Прекраснейшая из смертных должна была понести заслуженное наказание от рук обманутого и опозоренного мужа, но этого не произошло. Едва Менелай настиг Елену, он готов был сразить ее мечом. Но выронил оружие, заплакав при виде ее несравненной красоты.

Эвелин де Морган. Елена Троянская. 1898

Эвелин де Морган. Елена Троянская. 1898

Прекрасная бывшая немедленно была прощена и подхвачена на руки. По идее, здесь и сказочке конец, но нет: люди, которые вынуждены были разлучиться с семьями, потеряли по вине красавицы друзей, хотели было побить Елену камнями, но, увидев ее воочию, стыдливо выронили свои камушки. Даже седые старики, которых, как уверяет Гомер, уже никак не должны были в силу возраста волновать женские прелести, и те признали: ради такой красавицы стоило сражаться и воевать.

Как же она выглядела?

Гомер предусмотрительно не дает описания Елены. Ведь стоит только начать делить красоту на части: овал лица, объем бедер, цвет волос — и волшебство исчезнет. Но Гомер мог передать совершенство Елены другими средствами — в восторженных эпитетах, через реакцию на ее облик окружающих… У художников такой возможности нет. Рисуй как хошь.

Они и рисовали, причем так, что иногда хочется сделать суровый фейспалмище и спросить: вы серьезно? И это прекраснейшая из женщин? Ребят, тогда можно мне корону Мисс Вселенная? Потому что – то ли лыжи не едут, то ли…

Попытки нарисовать Елену предпринимались много раз. Но самыми известными ее портретами стали работы кисти прерафаэлитов Данте Габриеля Россетти и Фредерика Сэндиса. Возможно, потому что и здесь Елена стала причиной затяжного конфликта, рассорившего окончательно двух некогда приятельствующих художников.

Данте Габриэль Россетти. Елена Троянская. 1863

Данте Габриэль Россетти. Елена Троянская. 1863

На картине Росетти все более-менее понятно: здесь изображена дама на любителя, сжимающая в руке медальон Париса, позади нее — горящая Троя… Картина пользовалась большим успехом при жизни автора и являлась своеобразным каноном для своего времени, изображая прекраснейшую из женщин одинокой, сильной и трагичной фигурой. На обратной стороне полотна были приведены строки Эсхила на греческом «разрушительница кораблей, разрушительница мужчин, разрушительница городов».

Через несколько лет Сэндис напишет свою Елену. И эта картина станет поводом для многочисленных шуток уже в наши дни. Кто эта тучная дама? Кто ее так расстроил?

Энтони Фредерик Сэндис. Елена Троянская. 1867

Энтони Фредерик Сэндис. Елена Троянская. 1867

И что у нее с лицом?

На картине изображена девушка с белоснежной кожей, мелкими рыжими кудряшками и пышным телом. Она смотрит исподлобья, явно чем-то недовольная. Зная биографию Елены, пусть и выдуманную, нетрудно предположить, что недовольна она Парисом: когда чары наведенной страсти развеялись, Елена разочаровалась в новом супруге. Он всячески уклонялся от битв, и прекрасная Елена обвиняла его в трусости. По одной из версий мифа после смерти Париса Елена вышла замуж за его брата Деифоба.

По другой, тот сделал ее женой насильно, ведь давно заглядывался на красавицу. В любом случае, это был логичный с его стороны шаг — Елена многим вскружила головы. Бесхозная красавица стала бы причиной ссор и конфликтов между жаждавшими обладать ею мужчинами.

К слову, сражать сердца Елена вовсе не жаждала. Она переживала, что по ее вине началась война и втайне желала победы спартанцам. Это тот случай, когда роковая красота приносит ее обладательнице лишь несчастья, ведь, не будь ссоры из-за яблока, прекрасная царевна вполне счастливо жила бы и дальше с супругом Менелаем.

Видимо, все эти мысли и кружатся в голове у рыжеволосой девицы на полотне Сэндиса. Уж очень она разочарована и сердита. Приятель Сэндиса Данте Габриель Росетти давно подозревал, что Сэндис подворовывает у него сюжеты, еще со времен конфликта из-за Марии Магдалины, а теперь прямо обвинил Сэндиса в плагиате. Тот не стерпел обиды. Художники прекратили общение. Время их рассудило: имена обоих остались в истории. И хотя Сэндис был не особо старательным служителем муз и рисовал мало, одной недовольной Елены оказалось достаточно, чтобы ее автор запомнился потомкам.

Можно сколько угодно потешаться, что у этой красотки с бровями и почему она будто спрашивает у смотрящего «Ты хлеба купил?», забыть ее невозможно. Ведь чисто по-женски такая Елена вызывает острейшую эмоциональную реакцию, которую кратко можно передать извечным «Она же страшная! И ноги у нее наверняка кривые!»

Поделиться ссылкой: