Как проходной сценарий про басмачей превратился в хит советского кинематографа

День, когда его показывали по мрачному советскому телевидению становился для меня праздником. Впрочем, как и для миллионов жителей СССР.

«Белое солнце пустыни» — фильм-кумир для многих поколений.
Так называемый истерн — советский приключенческий фильм, действие которого происходит на Востоке — в азиатских частях СССР.

Как и «Офицеры» — эта картина стала легендарной, благодаря доработанному сценарию, сильной режиссуре и игре актеров, многих из которых зрители видели впервые.


Несколько сценариев одного фильма, или как нашли «стержень» для «пустыни»

Ни для кого не секрет, что многие советские фильмы, если не большинство, изначально имели другую фабулу, начало, концовку, многосерийность, актерский состав мог меняться вдоль и поперек. Не миновала сия участь и «Белое солнце пустыни».

Изначально руководителю Экспериментальной творческой киностудии пришла идея снять нечто на подобие «Неуловимых мстителей». В качестве создателя выбрали Андрея Михалкова-Кончаловского, а тот, в свою очередь, пригласил в соавторы сценариста Фридриха Горенштейна.
Но худсовету сценарий «Басмачи» категорически не понравился.


Написать новый шедевр на ту же тему о басмачах поручили титулованному автору Валентину Ежову и молодому Рустаму Ибрагимбекову. Позже к ним присоединился Марк Захаров.
Чтобы проникнуться жизнью своих будущих героев Ежов привлек к работе над сценарием участников гражданской войны, которые, как говорится, были в теме.

Валентин Ежов с супругой Натальей
Валентин Ежов с супругой Натальей


Встреч с такими людьми было много, но «изюминку» для сценария Ежов смог отыскать лишь у одного участника реальных военных событий. Комбриг рассказал, как часто им приходилось натыкаться на гаремы басмачей, которые они бросали, когда убегали от красногвардейцев. Оставить в пустыне женщин — погибнут. Приходилось вместо преследования банды сопровождать несчастных восточных дам в ближайший кишлак.

Рустам Ибрагимбеков
Рустам Ибрагимбеков

За этот «стержень» — брошенный гарем — и зацепились.

«Белое солнце пустыни» за кадром. Как проходной сценарий про басмачей превратился в хит советского кинематографа
Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»

В конце июля 1967 года первый вариант под названием «Пустыня» был готов. Но он несколько отличался от того, что в итоге зритель увидел на киноэкране. Пересказывать дом, скажем так, был скучноват.

Сценарий был доработан авторам позже, уже в процессе работы над фильмом вместе с режиссером Владимиром Мотылем.

Владимир Мотыль
Владимир Мотыль

Снимать фильм предлагали многим режиссерам: Витаутасу Жалакявичусу, Юрию Чулюкину и даже Тарковскому. Но никто почему-то не согласился. Возможно, тема и сам сценарий показилась им провальными. А кому хочется потратить время и сылы на съемки второсортного фильма.

В итоге за постановку взялся режиссер Владимир Мотыль. Но и он не с первого раза проникся идеей. И вообще сценарий мог так и остаться нереализованным трудом жизни драматургов. Потому что уже даже после начала работы над картииной «Белое солнце пустыни» ее несколько раз закрывали. А после завершения съемок, как обычно, закинули подальше на полки «Ленфильма».

«Белое солнце пустыни» за кадром. Как проходной сценарий про басмачей превратился в хит советского кинематографа

Спасибо кинематографическому вкусу Леонида Брежнева, он спас от забвенья многие советские картины.

Так произошло и с «Пустыней». Однажды Брежнев попросил доставить ему что-нибудь новенькое из кинотеки. С полки вытащили коробку с кинолентой, которую еще никто в советах не видел, смахнули с нее пыль и привезли историю о красноармейце Сухове товарищу Брежневу.

«Белое солнце пустыни» за кадром. Как проходной сценарий про басмачей превратился в хит советского кинематографа

На следующий день Леонид Ильич позвонил министру кинематографии и похвалили за то, что они делают хорошие фильмы.
И все, картина пошла в народ.

Кстати, сначала фильм назывался: «Гарем». Но начальству оно не понравилось. Оригинальное — «Белое солнце пустыни» — плод коллективного творчества всей съемочной группы.

На его месте должен был быть Георгий Юматов

Сценарист картины Валентин Ежов писал образ красноармейца Сухова под конкретного актера — Георгия Юматова, настоящего героя своего времени.

Таким должен был быть Сухов
Таким должен был быть Сухов

Но за день до съемок произошел неприятный случай, который изменил весь дальнейший ход событий.

В тот день актеры поднялись ни свет ни заря, съемки должны были проходить на натуре – снималась та самая знаменитая сцена, где Сухов пьет чай на поляне в окружении своих жен. Хотели успеть все снять до полудня, пока не стало палить солнце.

«Белое солнце пустыни» за кадром. Как проходной сценарий про басмачей превратился в хит советского кинематографа

Но когда группа заехала за Юматовым, все обомлели — актер был сильно избит: лицо опухшее, в синяках. Коллеги актера знали только то, что накануне он встречался со своими однополчанами.

Что там произошло никто толком не понял, но было очевидно, что Юматов ввязался в драку и его избили, лишив возможности сниматься. Никакой, даже самый сложный актерский грим не мог исправить ситуацию. А ждать, пока лицо главного героя придет в норму, не было времени.

Есть и другая версия событий. Якобы Юматов подрался с одним из актеров группы. Мотыль посчитал это недопустимым поведением и решил заменить звезду.

Мотылю пришлось снять Юматова с роли и экстренно искать ему замену.

Далеко не пошел. Позвонил Анатолию Кузнецову, которого сам же недавно забраковал на эту роль.

Съемки фильма
Съемки фильма

Для Кузнецова, известного к тому времени актера, эта роль окажется из тех, которые затмевают все остальные. И до, и после советского истерна он снимался во многих хороших картинах, но всю его оставшуюся жизнь — 44 года, Анатолий Борисович будет оставаться для своих поклонников товарищем Суховым.

«Белое солнце пустыни» за кадром. Как проходной сценарий про басмачей превратился в хит советского кинематографа

Гюльчатай и ее подруги

Жен Абдуллы искали по всему советскому союзу.

Зульфию (Велта Деглав) нашли в Латвии. Двухметровую, в прямом смысле слова, девушку нашел в Риге ассистент по актерам и пригласил сняться в фильме. Родители отпустили дочь, с условием, что она продолжит учебу в институте. Весь период съемок она моталась из Махачкалы в Ригу. Сегодня она счастливая бабушка и жена.


Роль самой главной жены Саиды досталась Светлане Сливинской.

Светлана в роли Саиды
Светлана в роли Саиды

В одном из снов Сухов в образе Стеньки Разина под слова песни — «И за борт ее бросает» — кидает героиню за борт. При этом Саида должна была покорно улыбаться и под водой. Аквалангисты вытащили Слевинскую почти без сознания. Но, увы, зрители так и не увидели подвиг актрисы, потому что сцену вырезали. Светлана не стала актрисой, она искусствовед и переводчик.

Сцена, в которой Саиду бросают за борт не вошла в картину
Сцена, в которой Саиду бросают за борт не вошла в картину

Актриса Татьяна Ткач, которую мы знаем по роли подруги Фокса из «Места встречи изменить нельзя», о своей Зухре говорить не особенно любит.

«Белое солнце пустыни» за кадром. Как проходной сценарий про басмачей превратился в хит советского кинематографа

Эпизодов с ней отсняли много, а в фильме осталось всего несколько сцен. И все же Зухра запомнилась зрителям. Это ей принадлежит фраза: «А может Гульчатай плохо его ласкает?».

Зухра
Зухра

Говорят, исполнитель роли таможенника Верещагина был тайно влюблен в «Зухру». И именно он поставил перед режиссером условие — или она снимается или на меня можете не рассчитывать. Сама Ткач считает эту историю выдумкой.

Но данный факт в одном из интервью лично подтвердил ассистент по актерам Николай Конюшев. Он сказал, что да, такая просьба от актера Павла Борисовича Луспекаева поступала и режиссер согласился ее выполнить без проблем.

Но самой запоминающейся из жен, пожалуй, была юная Гюльчатай.

На эту роль претендовало много актрис, но повезло Татьяне Федотовой. Актриса, которая должна была сыграть Гюльчатай, ушла из проекта из-за экзаменов в цирковом училище. Киношникам нужно было срочно найти ей замену. К счастью Татьяны ее заметили в хореографическом училище имени Вагановой, где она училась, и предложили роль легендарной Гюльчатай.

«Белое солнце пустыни» за кадром. Как проходной сценарий про басмачей превратился в хит советского кинематографа

Спустя какое-то время после выхода знаменитой картины на экраны, Федотова пыталась напомнить Мотылю о себе, но больше предложений сняться в кино ей не поступало.

Тем временем ее личная жизнь походила на не самую красивую мелодраму. Федотова влюбилась в композитора Геннадия Кузьмина и в итоге увела его из семьи. Ее многие осуждали, но актриса старалась не обращать внимания на слова злопыхателей. У пары родилось двое детей, а в 1994 году Федотова пришла в христианскую церковь «Источник жизни».

Татьяна Федотова, та самая Гюльчатай
Татьяна Федотова, та самая Гюльчатай

«Гюльчатай, открой личико»

Николай Годовиков — он же Петруха. После съемок в фильма «Республика ШКИД» (1966 г) юноше только прочили блестящее актерское будущее.

«Белое солнце пустыни» за кадром. Как проходной сценарий про басмачей превратился в хит советского кинематографа

А вот после выхода картины «Белое солнце пустыни» Николай Годовиков стал необычайно популярен. И, как это часто бывает с любимыми актерами, каждому хотелось с ним выпить. А он и не отказывал. К огромному сожалению, Николай Львович упустил шанс продолжить карьеру и выбрал другой путь.

Николай Годовиков
Николай Годовиков

Результат — три тюремных срока за воровство и тунеядство. А между ними бродяжничество и алкоголизм. Актера не стало в 2017 году.

Респектабельный бандит

Роль Черного Абдуллы разделило жизнь Кахи Кавсадзе на до и после.

Сейчас уже сложно представить, но до «солнца» у него были только эпизоды в кино и театре. А после роли красавца Абдуллы предложения о съемках посыпались, как из рога изобилия.

«Белое солнце пустыни» за кадром. Как проходной сценарий про басмачей превратился в хит советского кинематографа

В фильме Кахи Давидович впервые садиться на лошадь, но режиссер об этом даже не догадался. В одной из сцен, где Кахи был в седле, возникла проблема — лошадь пугалась выстрелов и все время выходила из кадра. Тогда режиссер придумал ход — Абдуллу усадили на плечи ассистенту режиссера и тот изображал легкие движения скакуна. Довольно сильный, видимо был человек.

Кахи в роли Дон Кихота
Кахи в роли Дон Кихота

Весь фильм в песке

Но самой тяжелой оказалась роль Саида. Не многие знают, что большую часть съемок Спартак Мишулин, исполнявший эту роль, провел в раскаленном песке. Да, это не монтаж и не трюк каскадера.

«Белое солнце пустыни» за кадром. Как проходной сценарий про басмачей превратился в хит советского кинематографа

Мишулин сам испытал все «прелести» своего положения.

Каждый день рано утром члены съемочной группы ехали в пустыню, чтобы увлажнить песок. Иначе выкопать яму было невозможно.

«Белое солнце пустыни» за кадром. Как проходной сценарий про басмачей превратился в хит советского кинематографа

Сидеть в яме приходилось по 12 часов. Актера не откапывали даже во время перерыва, только зонтиком накрывали. Так и кормили его закопанным, поили, давали покурить. Однажды его даже чуть не затоптал верблюд.

«Белое солнце пустыни» за кадром. Как проходной сценарий про басмачей превратился в хит советского кинематографа

Русская жена Сухова

Галина Лучай, сыгравшая русскую жену Сухова не была профессиональной актрисой. Она работала редактором мега популярной в 70-е годы программы «Кинопанорама».

«Белое солнце пустыни» за кадром. Как проходной сценарий про басмачей превратился в хит советского кинематографа

Совершенно случайно Владимир Мотыль приметил ее в коридорах Ленфильма. Именно такой, по его мнению, должна была быть русская любовь товарища Сухова.

Сцены с Катериной Матвеевной снимали в России, в городе Луги, Ленинградской области, там жил Исаак Шварц, автор музыки к песни «Госпожа удача».

Где снимался фильм

Одну из локаций для съемок нашли в Туркмении, но сам золотой песок, без растительности искали долго. Пришлось на вертолете облетать всю каракумскую пустыню.

«Белое солнце пустыни» за кадром. Как проходной сценарий про басмачей превратился в хит советского кинематографа

И нашли удивительный удивительное место — развалины древнего города Мерф, который не смог стереть с лица земли даже Чингисхан. Развалины и сегодня выглядят так, как в фильме.

«Белое солнце пустыни» за кадром. Как проходной сценарий про басмачей превратился в хит советского кинематографа

А вот идеальную пустыню Мотыль нашел в Дагестане. Между Махачкалой и Каспийском отыскалось разбарханеное место, недалеко от моря. Именно здесь были построены нефтяные баки, где прятался Сухов с гаремом и дом Верещагина.

«Белое солнце пустыни» за кадром. Как проходной сценарий про басмачей превратился в хит советского кинематографа

А вы знали, что в картине снимался местный авторитет?

Было в истории советского истерна и такое. К огромной печали группы, на съемках процветало воровство реквизита со стороны местных жителей. Воровали все, что было возможно. Но однажды стащили очень важную для съемок вещь — часы Сухова.

«Белое солнце пустыни» за кадром. Как проходной сценарий про басмачей превратился в хит советского кинематографа

И тогда был приглашен человек, который возглавлял всю эту воровскую молодежь в то время. Ему сказали так: если часы не найдутся, съемки прекратятся, а если принесешь часы к завтрашнему дню, будешь сниматься в фильме.

Местный авторитет принес часы и получил свою роль, которую, между прочим, хорошо отыграл.

В красном костюме начинающий авторитетный актер
В красном костюме начинающий авторитетный актер

«Я мзду не беру…»

В роли Павла Верещагина Мотыль не видел никого, кроме Луспекаева. Несмотря на то, что незадолго до съемок актер перенес тяжелую операцию — ему ампутировали стопы обеих ног из-за обострения атеросклероза сосудов. Это заболевание он получил во время войны после обморожения ног.

«Белое солнце пустыни» за кадром. Как проходной сценарий про басмачей превратился в хит советского кинематографа

Но Павел Борисович даже и не думал отказываться от роли из-за таких «пустяков».

Конечно, актеру на съемках было очень тяжело. От дороги до съемочной площадки группе нужно было идти по пескам полтора километра.

Сложно представить, какую боль превозмогал превозмогал Павел Борисович, идя по сыпучему песку в протезах.

«Белое солнце пустыни» за кадром. Как проходной сценарий про басмачей превратился в хит советского кинематографа

Но он же был фронтовиком, что для него эти испытания в сравнении с фронтом. Более того, все трюки в фильме он выполнял сам, кроме того эпизода, где его герой ногами отправляете бандита за борт.

Трагедии на площадке

К сожалению, при съемках фильма не обошлось без трагедий. Упал с лошади и разбился на смерть один из солдат массовки. Не успели пережить шок от этого происшествия, как от укуса ядовитой змеи погибает второй актер массовки. После этих случаев на съемки из Москвы прилетела группа для расследования событий.
Но фильм все же удалось закончить.

Нам подарили чудесную картину и множество фраз, которые прочно вошли в нашу жизнь, став афоризмами.

«Восток – дело тонкое».

Архивные фото взяты и открытых источников сети Интернет.

Поделиться ссылкой: