«Божественная босоножка»: танцы, любовь и потери неподражаемой Айседоры

Она шокировала пуритански настроенную публику, танцуя на сцене босиком, и приводила эту же публику в трепет своей магической пластикой движений. Она была любима многими известными мужчинами, но лишь одного — Сергея Есенина – решилась назвать своим мужем. Она пережила огромную жизненную трагедию, пыталась покончить с собой, но выжила, для того, чтобы погибнуть на собственном шарфе.

Божественная Айседора, неповторимая Айседора, неподражаемая Айседора Дункан…

Она начинала с выступления на светских вечеринках, где ее преподносили как экзотическую диковинку: еще бы, Айседора танцевала босиком, безо всякой робости бросая вызов пуританским канонам. Чуть позже она станет танцевать в легких, полупрозрачных хитонах, не скрывающих линий ее тела, в то время как другие танцовщицы по-прежнему будут затягиваться в шелковые трико.



Ей простят и это, впрочем, как и много другое. Очевидцы утверждали, что Айседора настолько магически действовала на зрителей, что самых впечатлительных приходилось выносить из зала на руках. Отточенные движения сфинкса, гибкая пластика змеи… Голая сцена без всяких декораций, приглушенный свет и стройная фигурка в хитоне…

Она танцевала ЛЮБОВЬ, но даже не догадывалась, что именно любовь станет второй ее роковой страстью, вечной соперницей страсти первой — танцу.

Фото из сети Интернет
Айседора

Первый серьезный возлюбленный, талантливый актер Оскар Бережи, остался в ее воспоминаниях как пылкий Ромео. Она были помолвлены, но брак расстроился из-за того, что женитьба на танцовщице могла помешать карьере Оскара. Именно после этого тяжело переживавщая разрыв Айседора, вынесет вердикт, которому изменит лишь единожды: «Брак – невозможен. Любовь может быть только свободной». И даже снискала себе немало последователей…

Следующим за Ромео стал Гордон Крэг, режиссер-реформатор и властитель театральных дум. Они заваливали друг друга горами нежных писем и отчаянно страдали, когда находились в разлуке. Все закончилось достаточно банально: 29-летняя Айседора родила дочь Диедрэ, а Крэг … женился на своей давней приятельнице.

Фото из сети Интернет
Айседора с Есениным.

Слава шла за ней по пятам: о ней слагали поэмы, поклонники заваливали ее цветами, но сердце Айседоры снова было свободно.

Чем покорил ее богатый и влиятельный Парис Зингер? Злые языки утверждали, что деньгами. Она этого не отрицала, но… он был так мил…

Айседора чувствовала себя почти счастливой и даже родила Парису сына Патрика.

Но разве может жить вольная птица в клетке, пусть и золотой? Патологическая ревность любовника угнетала, отвоеванная с таким трудом у жизни самостоятельность — превращалась в дым. И Айседора затосковала: она почти перестала спать и постоянно хандрила. Вдобавок ко всему ее мучили страшные видения двух детских гробиков, в ушах звенели заунывные напевы. Ей казалось, что она медленно сходит с ума.

Что это было? Пророческий дар? Предчувствие материнского сердца?

Шестилетняя Диедрэ и трехлетний Патрик ушли в автомобильной аварии.

Когда Парис, пошатываясь, вбежал в комнату, она шестым чувством знала все. И, окаменев, молча смотрела на ползающего перед ней на коленях Париса.

Она страдала так жестоко, что решила разом прекратить все. Но судьба снова подарила ей шанс: человек, спасший Айседору от попытки самоубийства, стал отцом ее будущего ребенка. Каким же призрачным и жестоким был этот подарок! Новорожденный прожил всего несколько часов…

С тех пор Айседора больше никогда не пыталась стать матерью и до конца жизни не смирилась со своей огромной потерей.

Ей было сорок три, когда, приехав по приглашению в далекую Россию, она встретила 26-летнего Сергея Есенина. Это была любовь с первого взгляда, и Айседора, знающая цену любви и пережившая (но не изжившая) страшную трагедию, впервые изменила самому главному своему правилу: «любовь должна быть свободной».

Семнадцать лет разницы, штамп в паспорте, поставленный в Советском Загсе и новое звание жены – это был еще один крутой поворот в ее изломанной судьбе.


Не зря говорят, что двум ярким личностям трудно вместе. Есенин бывал то задумчиво-внимателен, то по-звериному груб… О самоубийстве мужа в гостинице «Англетер» Айседора узнала из газет – брак их продлился всего лишь годи, и к тому времени они уже давно жили врозь.

Звезда великой танцовщицы постепенно закатывалась. В счет уплаты долгов на продажу были выставлены дорогие ее сердцу дом и ателье в Нюйи. За день до торгов она получила официально извещение, что, как вдова, наследует гонорары за все произведения Сергея Есенина. Айседора отказалась принять наследство — она ничего не хотела иметь от НЕГО.

Шли годы. Айседора все больше тосковала в этом мире и опять пыталась из него уйти. Ее не удержал даже короткий роман с русским пианистом – сердце танцовщицы устало страдать. И судьба сжалилась над ней.

14 сентября 1927 года она села за руль своего спортивного автомобиля, эффектно набросив на шею знаменитый алый шарф, в котором исполняла самый известный свой номер. И, улыбнувшись, еще успела произнести последние слова в своей жизни: «Прощайте, друзья, я еду к славе!»

Автомобиль тронулся, концы шарфа намотались на спицы колеса, и крепкая ткань мгновенно переломила Айседоре позвоночник и порвала сонную артерию.

Толпа зевак, убежденная, что веревка повешенного приносит счастье, набросилась на шаль и разорвала ее на куски…

Поделиться ссылкой: