Совсем недавно на нашем канале мы писали о судьбе русской балерины Ольге Спесивцевой, легендарной Жизели.
Она прожила долгих 96 лет, 50 из которых провела в психушке и доме престарелых. Но все же Спесивцева успела заявить о себе миру. Прима-балерина Мариинского, много лет она гастролировала с русским балетом и имела ошеломляющий успех.
Советскую балерину Валентину Семукову, ученицу Ленинградского училища балета имени А. Я. Вагановой, ждала не менее звездная карьера. Но танцевальной судьбой этой девочки жестко распорядились люди, для которых собственная педагогические амбиции оказались выше жизни и здоровья балерины, подающей невероятные надежды.
Красивая, хрупкая, не похожая на других балерин 60-х годов, она должна была занять высшее место в иерархии артистов балета и стать настоящей легендой.
Должна была… Увы, в Советском Союзе многие талантливые молодые люди становились заложниками гонки за «космическими» результатами.
Так было в спорте, балете, науке. Так было везде, где СССР должен был быть первым. А люди, что люди, это просто инструменты для достижения целей партии.
Под каток советского максимализма и желания педагога стать лучшей попала и невероятно талантливая Валентина Семукова. О таких, как она говорят: рождается одна на миллион.
Ее завораживающие движения приковывали к себе взгляды. Когда Валя репетировала, ученики из других классов приходили посмотреть на нее. Балерина была неимоверно поэтична в танце, словно была рождена для него. В училище все педагоги были поражены Валиными способностями. Ей восторгались, с надеждой ожидая расцвета новой звезды балетного театра…
Кто виноват, что ее не стало
На этот вопрос никогда не будет точного ответа. Танцовщица умерла от кори, точнее от ее осложенений в 1966 году.
А вот что или кто ослабил подростковый организм настолько, что он не смог справиться с инфекцией, на этот вопрос многие свидетели тех событий дали свой жесткий ответ.
Дудинская Наталия Михайловна — талантливая балерина и амбициозный педагог
Найти самородка в балетном мире — огромная удача, в первую очередь, для педагога. Потому что его имя всегда будет идти рядом с успехами воспитанника.
Наталия Дудинская, будучи сама балериной, причем довольно успешной, решила, что этого достаточно для того, чтобы стать педагогом.
Она моментально разглядела огромный потенциал в Семуковой и на беду Валентины забрала в свой класс, куда отбирала только самых талантливых девушек.
Наталья Михайловна практично рассудила – талант ее учениц неизменно будет ассоциироваться с ней, как с талантливым педагогом.
Но люди из искусства балета прекрасно знают, что педагог ничего не сделает, если у ученика нет природного таланта. Хороший педагог в балете лишь бережно отшлифовывает то, что дано свыше, ни в коем случае не нарушая баланс внутреннего мастерства и возможностей артиста.
Но в случае с Семуковой Дудинская действовала очень топорно и нетерпеливо. Как неопытный садовод она начала раньше времени разворачивать лепестки этого экзотического бутона.
Валентина получала нагрузку сверх той, которая давалась остальным ученицам. Рано или поздно тонкая нить ее физического и душевного равновесия должна была порваться.
Дудинская дала Семуковой танцевать балеринскую партию в акте «Теней» из «Баядерки» на школьном концерте во время гастролей ленинградского Хореографического училища в Москве, когда ей было 16 лет.
Федор Васильевич Лопухов, известный артист балета, когда увидел выступление Валентины на генеральной репетиции спектакля сначала был изумлен талантом исполнительницы балеринской партии, а потом поражен тем, что танцовщица так молода.
Лопухов выразил свое негодование: «Кто этот преступник, который дал ей танцевать такую сложную партию?». Об этом он писал в своей книги, равно, как и о других обстоятельства, которые привели к тяжелой развязке.
В тот день у Валентины поднялась температура 39 градусов. Но это не остановило ее наставницу от того, чтобы послать девушку на ночную телевизионную съемку в спектакле «Спящая красавица».
Вернувшись домой, Валентина упала в постель и пролежала три дня с высокой температурой. По стечению обстоятельств мама уехала в деревню, а папа просто не понял, что у дочери, возможно, что-то более тяжелое, чем обычная простуда.
Когда, наконец, вызвали врача Валентину отвезли в инфекционную больницу, где поставили диагноз корь. Мест в палатах не было, поэтому девушка несколько дней пролежала в коридоре, там ее сильно продуло.
Спохватившись, Дудинская начала хлопотать о своей протеже. Достала какое-то дефицитное лекарство из-за границы. Но организм, ослабленный тяжелыми тренировками не выдержал. Запущенная болезнь и воспаление мозга не оставили шанса. Валентина Семукову спасти врачам не удалось. Ей было всего 18 лет.
После ухода лучшей ученицы, Дудинская, возможно, чувствуя вину за собой, пыталась оправдаться перед общественностью и собой. Она поставила памятник Валентине. Но повернуть время вспять уже не могла.
По злой иронии судьбы талантливая ученица Валя Семукова действительно ее прославила, только не так, как того хотелось бы.
Любопытно, что в Википедии нет фамилии Семуковой среди учениц Дудинской. Обидно.
Фото взяты из открытых источников.