В советском кинематографе не должно было быть постельных сцен. Вся любовь героев оставалась строго за кадром – самое смелое, что можно было позволить им делать, это невинно и очень целомудренно обниматься. Поцелуй считался верхом распущенности, чтобы он появился в кадре, нужно было получить немало разрешений. И все-таки отдельные режиссеры умудрялись снимать довольно откровенные по тем временам сцены….
Герой был в ботинках, но министр культуры возмутился
Начало было положено в 1958 (!) году на съемках «Тихого Дона», после чего изумленным зрителям была предложена постельная сцена с участием Петра Глебова (Григория Мелехова) и Элины Быстрицкой (Аксиньи). Можете себе представить, какой был эффект! О том, как снимался этот эпизод, остается лишь догадываться. Достоянием гласности стал лишь один факт – между влюбленными лежало одеяло.
Следующий фильм, опровергший постулат, что в СССР «секса нет», вышел на экраны спустя десять лет.
Георгий Натансон снимал «Еще раз про любовь» в период расцвета пуританства, поэтому постельная сцена с Дорониной и Лазаревым, хоть и была крайне целомудренной, безжалостно вырезана цензурой. Остались лишь воспоминания о том, как снимался этот эпизод. Александр Лазарев, тогда еще начинающий актер, робел перед Татьяной Дорониной, чье имя в то время гремело на всю страну. Более того, он очень любил свою жену Светлану Немоляеву и даже объятия в кадре считал изменой.
Лазарев потребовал, чтобы все посторонние вышли из павильона, и лег в постель с Дорониной … полностью одетый и даже в ботинках. Фильм зрителям понравился, а министр культуры Романов возмущался: «Провести ночь с мужчиной в первый же вечер после знакомства — это же аморально!» Вот так-то.
Доброжелатели донесли: режиссер устраивает оргии
На подобного рода «аморалку» негласный запрет продержался еще десять лет.
Елена Коренева считается героиней первого советского фильма с эротическим уклоном – «Романс о влюбленных». А сцена, которая потрясла умы и сердца советских граждан, была снята в душе и заняла всего 3 секунды экранного времени. Кореневу обвинили в развращении молодежи, а режиссера Андрона Кончаловского — бунтарем…
Следующим этапом на пути «оголения» в 1979 году стал фильм Александра Митты «Экипаж». Постельную сцену решено было делать «как на Западе» — все очень натуралистично. Но тут взбунтовался Филатов, заявив, что будет «голый по пояс и в джинсах»!
В первый день «для разогрева» отсняли несколько невинных сцен — поцелуи. Съемки самого откровенного эпизода были назначены в ночь с 5 на 6 марта. В самый кульминационный момент раздался дикий грохот — один осветитель, страстный поклонник Яковлевой, не справился с обуявшими его чувствами и упал с лесов».
Спустя несколько часов на «Мосфильме» разразился страшный скандал. Редакторы, ставшие свидетелями съемок, тут же донесли: «Митта ночью устраивает оргии и снимает их на камеру!». Пришлось вырезать несколько «пикантных» эпизодов, но, тем не менее, фильм произвел настоящий фурор, побил все кассовые рекорды.
Эффект разорвавшейся бомбы
В 88-м появилась картина, которая произвела эффект разорвавшейся бомбы. Фильм «Маленькая Вера» — верх эротизма в советском кино, поверг в шок многих. Режиссера и исполнителей главных ролей стали просто забрасывать гневными письмами, а между тем скандальной постельной сцены могло и не быть. Режиссер Василий Пичул придумал ее уже после того, как отснял весь фильм. По его мнению, в картине не хватало чего-то такого, что «врезало бы по-настоящему».
Наталья Негода получила на Западе статус звезды советского экрана после нашумевшей фотосессии для «Плейбоя». На Родине же ей приписывается две главных заслуги перед культурой. Во-первых, она снялась полуобнаженной в полный рост. А, во-вторых, она впервые снялась «сверху», а не «снизу».
В «Интердевочке» кровать раскачивали ассистенты
После этого советский кинематограф, как прорвало! Бедные цензоры за головы схватились, когда Петр Тодоровский объявил, что собирается снимать кино о жизни путан по пьесе Владимира Кунина «Фрекен Танька».
Елену Яковлеву, сыгравшую главную роль в фильме «Интердевочка» долго не хотели утверждать, считая ее «прелести» не соблазнительными. А съемки эпизода, в котором Таня отдается японцу, проходили очень забавно: кто-то из съемочной группы ритмично раскачивал кровать, кто-то раскачивал Яковлеву, держа ее за попку.
Культуру «постели» – в массы!
В начале 90-х страну накрыла волна дешевой западной порнографии, раздевать актеров «в тему и не в тему» принялись и советские режиссеры. Но, хотя многие современные актеры готовы раздеваться без стеснения, профессия «постельного дублера» вполне востребована, обычно для этих целей «берут напрокат» стриптизеров.
Так, в фильме Валерия Тодоровского «Подмосковные вечера» Владимира Машкова и Ингеборгу Дапкунайте пришлось заменять дублерами. В фильме Александра Стриженова и Сергея Гинзбурга «Упасть вверх» в самых откровенных сценах тела Сидихина и Крюковой тоже подменили.
Но есть и «ударники» постельных сцен, действующие самостоятельно — Сергей Безруков, Павел Майков, Михаил Мамаев, Сергей Маховиков. Среди «старой гвардии» — Александр Панкратов-Черный, Леонид Ярмольник, Гоша Куценко.
А тем временем в Голливуде…
В Голливуде не все звезды снимаются в постельных сценах «живьем». Даже если вы реально видите актрису – это не значит, что ее прелести настоящие. Для таких случаев
существует маскировочная одежда — накладная грудь или другие части тела. Специальные корсеты закрывают именитые телеса от шеи до талии, а если надо – то и до пяток…
Заключая очередной контракт на съемки картины, Джулия Робертс до сантиметров обговаривает в нем границы подлежащей демонстрации наготы. Кэти Бэйтс около недели вела переговоры с режиссером, прежде чем согласилась улечься голой в ванну с Джеком Николсоном в картине «О Шмидте». Обычно не испытывающий комплексов Джек вынужден был даже надеть едва заметные плавки.
Однако Шэрон Стоун в фильме «Основной инстинкт» отказалась даже от маскировочных трусиков, и без дублерши так играла постельные сцены, что всех, кто по долгу службы присутствовал на съемках, бросало в дрожь.
Вот она – сила искусства, которое требует жертв!