Такие разные «12 стульев». Кто кого переиграл

© Кадр из фильма «12 стульев» 1971 года, режиссер Леонид Гайдай, киностудия «Мосфильм».  © Кадр из фильма «12 стульев» 1976 года, режиссер Марк Захаров, Студия «Творческое объединение «Экран»»
© Кадр из фильма «12 стульев» 1971 года, режиссер Леонид Гайдай, киностудия «Мосфильм». © Кадр из фильма «12 стульев» 1976 года, режиссер Марк Захаров, Студия «Творческое объединение «Экран»»

Признаюсь, я никогда не воспринимала фильм «12 стульев», снятый режиссером Марком Захаровым, как полнометражную картину. Скорее, телевизионный водевиль, снятый в достаточно примитивных и однообразных декорациях, чего априори нельзя было допускать, работая с произведением Ильфа и Петрова.



По моему личному убеждению, экранизация романа про блистательного афериста должна быть яркой, веселой, с нотками ехидства и самоиронии. К сожалению, Марку Анатольевичу не хватило атмосферности и энергичности.

Съемки фильмов  «12 стульев» 1976 года, режиссер Марк Захаров, Студия «Творческое объединение «Экран»»
Съемки фильмов «12 стульев» 1976 года, режиссер Марк Захаров, Студия «Творческое объединение «Экран»»

Я безумно люблю фильмы и многие постановки Захарова — одна «Формула любви» чего стоит. Но его «12 стульев» смотрела всего несколько раз в жизни. И пересматривать не хочется, потому что мне становится скучно уже в первые полчаса фильма, а в нем 4 серии.


А вот гайдаевскую картину могу рассказывать по ролям, потому что пересматриваю на протяжении всей жизни. Фильм легкий, действительно комедийный и приключенческий.

© Съемки фильма «12 стульев» 1971 года, режиссер Леонид Гайдай, киностудия «Мосфильм».
© Съемки фильма «12 стульев» 1971 года, режиссер Леонид Гайдай, киностудия «Мосфильм».

Еще раз повторюсь, это мое сугубо личное мнение, никому его не навязываю. Наоборот, предлагаю порассуждать над тем, почему комедия Гайдая кажется более живой, энергичной и даже в сотый раз смотрится на одном дыхании. А после просмотра захаровского сериала хочется перечитать книгу, чтобы восстановить ощущения от первоисточника.

Актерские составы

У Леонида Гайдая два раза не разбилась тарелка, поэтому Бендера сыграл грузин

Без преувеличения можно сказать, что в обоих экранизациях заняты лучшие актеры советского кино и театра.


Пробы на роль Остапа-Сулеймана-Берта-Марии Бендер-Бея у Гайдая прошли много известных актеров: Владимир Басов, Высоцкий, Баталов, Олег Борисов, Валентин Гафт, Евгений Евстигнеев, Андрей Миронов, Спартак Мишулин, Александр Ширвиндт, Михаил Козаков, Николай Рыбников, Николай Губенко…

Фотографии актеров, которые пробовались на роль Астапа Бендера в фильм «12 стульев» 1971 года, режиссер Леонид Гайдай, киностудия «Мосфильм».

Фотографии актеров, которые пробовались на роль Астапа Бендера в фильм «12 стульев» 1971 года, режиссер Леонид Гайдай, киностудия «Мосфильм».

Фото Алексея Баталова, пробы на главную роль в фильме «12 стульев» 1971 года, режиссер Леонид Гайдай, киностудия «Мосфильм».
Фото Алексея Баталова, пробы на главную роль в фильме «12 стульев» 1971 года, режиссер Леонид Гайдай, киностудия «Мосфильм».

Режиссер уже практически утвердил на главную роль Михаила Козакова, но почему-то в последний момент передумал и пригласил сниматься Белявского. Видимо, мастер чувствовал — что-то не то и поэтому метался от актера к актеру.

Но в первый день съемок случилась неприятность по меркам Гайдая. Не разбилась тарелка, которую всегда расколачивали «на счастье» перед началом работы над фильмами.

Гайдай был очень суеверным человеком и сразу сказал: «Нет, не пойдет! Фарта не будет!». Так и вышло: Белявский на фоне Сергея Филиппова в образе Кисы Воробьянинова смотрелся неавторитетно.

Фото Александра Белявского на главную роль в фильме «12 стульев» 1971 года, режиссер Леонид Гайдай, киностудия «Мосфильм».

Фото Александра Белявского на главную роль в фильме «12 стульев» 1971 года, режиссер Леонид Гайдай, киностудия «Мосфильм».

Следующим кандидатом на роль Бендера стал Владимир Высоцкий. Но снова фаянсовая тарелка не разбилась. А Высоцкий, только начав сниматься, ушел в загул.

Фото Владимира Высоцкого , пробы на главную роль в фильме «12 стульев» 1971 года, режиссер Леонид Гайдай, киностудия «Мосфильм».
Фото Владимира Высоцкого , пробы на главную роль в фильме «12 стульев» 1971 года, режиссер Леонид Гайдай, киностудия «Мосфильм».

И тут кто-то рассказал режиссеру, что в провинции уже несколько лет успешно играет Бендера в спектакле «Золотой теленок» малоизвестный актер Арчил Гомиашвили.

Познакомившись с Гомиашвили Гайдай понял: Арчил — тот самый Остап Бендер, которого описали Ильф и Петров. Обаятельный мошенник с чеканным профилем.

© Кадр из фильма «12 стульев» 1971 года, режиссер Леонид Гайдай, киностудия «Мосфильм».
© Кадр из фильма «12 стульев» 1971 года, режиссер Леонид Гайдай, киностудия «Мосфильм».

К сожалению, Гомиашвили не смог сам озвучить своего героя из-за болезни. Юрий Саранцев стал голосом Остапа Бендра. Но поговаривали, что Гайдай не хотел, чтобы у его Остапа был грузинский акцент. Эта ситуация серьезно поссорила актера и режиссера. Несколько лет они даже не разговаривали.

Я не фанат образов Сергея Николаевич Филиппова, но Киса в его исполнении — шедевр. Это настолько его роль, что Захарову надо было брать его в свою экранизацию, не пожалел бы, люди шли бы на Филиппова.
И вообще, дуэт оказался потрясающим.

© Кадр из фильма «12 стульев» 1971 года, режиссер Леонид Гайдай, киностудия «Мосфильм».
© Кадр из фильма «12 стульев» 1971 года, режиссер Леонид Гайдай, киностудия «Мосфильм».

Арчил Гомиашвили в роли Бендера и Сергей Филиппов в роли Воробьянинова смотрятся гармонично. Актеры очень точно передали характер своих героев на фоне крайне неординарных событий, в которые их завлекла алчность и тяга к обогащению.

На «женщину необъятных размеров с арбузными грудями» Гайдай пробовал актрису Галину Волчек, Нонну Мордюкову, а утвердил Наталью Крачковскую. Прекрасная актриса, но, как по мне, не самая удачная ее роль.

© Кадр из фильма «12 стульев» 1971 года, режиссер Леонид Гайдай, киностудия «Мосфильм». © Кадр из фильма «12 стульев» 1976 года, режиссер Марк Захаров, Студия «Творческое объединение «Экран»»
© Кадр из фильма «12 стульев» 1971 года, режиссер Леонид Гайдай, киностудия «Мосфильм». © Кадр из фильма «12 стульев» 1976 года, режиссер Марк Захаров, Студия «Творческое объединение «Экран»»

Отца Федора у Гайдая сыграл Михаил Пуговкин. В Батуми группа месяц ждала шторма, чтобы на фоне выразительных волн Пуговкин рубил стулья. После этих съемок актер слег с сильнейшим приступом радикулита.

Во время съемок у Гайдая никак не могли снять эпизод, когда Киса Воробьянинов и отец Федор, держась с обеих сторон за стул, лягают друг друга ногами.

© Кадр из фильма «12 стульев» 1971 года, режиссер Леонид Гайдай, киностудия «Мосфильм».
© Кадр из фильма «12 стульев» 1971 года, режиссер Леонид Гайдай, киностудия «Мосфильм».

Гайдаю не нравилось, как пинаются артисты. Ему хотелось видеть в кадре длинные ноги и более смачные пинки. Эти пинки снимали ниже пояса, и вместо ног Сергея Филиппова Гайдай решил снимать свои – очень длинные. И свои ноги его вполне устроили.

Актеры Марка Захарова

В отличие от Гайдая, Марк Анатольевич точно знал, что Остапа будет играть Андрей Миронов. Ничего не имею против Андрея Александровича, люблю этого актера нежно, особенно в «Сказке странствий». Не типичная для него роль, но сыграл он ее гениально. А вот в картине «12 стульев» прекрасный актер смотрится неестественно. Бендер авантюрист, готовый использовать 400 сравнительно честных способов отъема денег у населения.

А Миронов создал образ напыщенного и претенциозного Остапа, а не хитрого и неунывающего проходимца. Местами мне он напоминает белогвардейца, отставшего от своих.

© Кадр из фильма «12 стульев» 1971 года, режиссер Леонид Гайдай, киностудия «Мосфильм». 
© Кадр из фильма «12 стульев» 1976 года, режиссер Марк Захаров, Студия «Творческое объединение «Экран»»
© Кадр из фильма «12 стульев» 1971 года, режиссер Леонид Гайдай, киностудия «Мосфильм». © Кадр из фильма «12 стульев» 1976 года, режиссер Марк Захаров, Студия «Творческое объединение «Экран»»

Что касается Кисы, то глядя на Папанова все время складывается впечатление, что он хотел играть по-другому, но его заставляли делать как надо, а не как хочется и направляли в «правильное» русло.

© Кадр из фильма «12 стульев» 1971 года, режиссер Леонид Гайдай, киностудия «Мосфильм». 
© Кадр из фильма «12 стульев» 1976 года, режиссер Марк Захаров, Студия «Творческое объединение «Экран»»
© Кадр из фильма «12 стульев» 1971 года, режиссер Леонид Гайдай, киностудия «Мосфильм». © Кадр из фильма «12 стульев» 1976 года, режиссер Марк Захаров, Студия «Творческое объединение «Экран»»

На роль «мадам Грицацуевой» Марк Захаров без проб утвердил Лидию Федосееву-Шукшину. Совершенно не помню ее игры и всегда с трудом вспоминаю, что именно она играла в этом фильме. Возможно, это связано с тем, что в период съемок фильма Лидия Николаевна переживала очень тяжелый период своей жизни: ушел из жизни ее супруг Василий Шукшин, а когда началась работа над фильмом, умер и отец. На съемки самой веселой сцены – свадьбы мадам Грицацуевой и Остапа Бендера – актриса приехала сразу с похорон. Играла эпизод, а потом уходила и плакала.

© Кадр из фильма «12 стульев» 1976 года, режиссер Марк Захаров, Студия «Творческое объединение «Экран»»
© Кадр из фильма «12 стульев» 1976 года, режиссер Марк Захаров, Студия «Творческое объединение «Экран»»

Казалось бы, прекрасные актеры и в одном, и во втором фильме. Но…
Помимо очень бережного обращения со сценарием (фильм Леонида Иовича более точен в деталях), Гайдай уделил внимание каждому герою, сделав даже крошечные эпизоды запоминающимися.

© Кадр из фильма «12 стульев» 1971 года, режиссер Леонид Гайдай, киностудия «Мосфильм».
© Кадр из фильма «12 стульев» 1971 года, режиссер Леонид Гайдай, киностудия «Мосфильм».

Гайдаю удалось передать тот дух авантюризма и предприимчивости, которых ждешь от главных героев Остапа Бендера и его незадачливого, но корыстного напарника Ипполита Матвеевича Воробьянинова.

© Кадр из фильма «12 стульев» 1976 года, режиссер Марк Захаров, Студия «Творческое объединение «Экран»» . В обоих экранизациях сыграло несколько одних и тех же актеров, в частности — Крамаров и Вицин.
© Кадр из фильма «12 стульев» 1976 года, режиссер Марк Захаров, Студия «Творческое объединение «Экран»».

В обоих экранизациях сыграло несколько одних и тех же актеров, в частности — Крамаров и Вицин.

Фильм Гайдая «проглатываешь». Он энергичен и динамичен в отличии от растянутой версии Захарова. Что ни жест, что ни взгляд, что ни фраза — ну просто стопроцентное попадание. Абсолютно ничего лишнего, а это очень большая редкость для художественного фильма, хронометраж которого составляет более полутора часов.

Съемки и декорации настоящие, живые, видно, что была проделана огромная работа с подбором локаций и интерьеров.

© Кадр из фильма «12 стульев» 1976 года, режиссер Марк Захаров, Студия «Творческое объединение «Экран»»
© Кадр из фильма «12 стульев» 1976 года, режиссер Марк Захаров, Студия «Творческое объединение «Экран»»


В то время, как Захаров практически весь фильм снимал в павильонах и картине просто не хватает атмосферности. «12 стульев» — это не «Гараж» или «Ищите женщину», которые снимались в одном помещении и ничего не потеряли от этого. «12 стульев» — это приключение, экшн, здесь нужна энергия.

© Кадр из фильма «12 стульев» 1971 года, режиссер Леонид Гайдай, киностудия «Мосфильм». 
© Кадр из фильма «12 стульев» 1976 года, режиссер Марк Захаров, Студия «Творческое объединение «Экран»»
© Кадр из фильма «12 стульев» 1971 года, режиссер Леонид Гайдай, киностудия «Мосфильм». © Кадр из фильма «12 стульев» 1976 года, режиссер Марк Захаров, Студия «Творческое объединение «Экран»»

Музыку для каждого фильма писали именитые композиторы и авторы — Геннадий Гладков и Юлий Ким у Марка Александровича.
Для фильма Гайдая музыку писал Александр Зацепин на стихи Леонида Дербенева.

Но, если музыкальный фон в картине Гайдая насыщает ее еще большей динамикой, придавая действию особый шарм, то в экранизации Захарова музыка перетягивает на себя внимания и становится ключевым «героем» наравне с основными персонажами.

Интересные факты о фильме

Первым «12 стульев» должен был снимать Георгий Данелия.

Режиссер Леонид Гайдай всегда мечтал экранизировать роман Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев», но, как говорится, ждал, когда почувствует силу для съемок экранизации этого произведения.

© Кадр из фильма «12 стульев» 1971 года, режиссер Леонид Гайдай, киностудия «Мосфильм». 
© Кадр из фильма «12 стульев» 1976 года, режиссер Марк Захаров, Студия «Творческое объединение «Экран»»
© Кадр из фильма «12 стульев» 1971 года, режиссер Леонид Гайдай, киностудия «Мосфильм». © Кадр из фильма «12 стульев» 1976 года, режиссер Марк Захаров, Студия «Творческое объединение «Экран»»

Он обратился в Госкино, но узнал, что Георгий Данелия уже подал заявку на съемки этого фильма. Расстроенный Леонид Иович готовился распрощаться с мечтой, но неожиданно Данелия отказался от экранизации — он перегорел идеей и «подарил» фильм Гайдаю.

Фильм Захарова долгое время считался лучшей экранизацией

Фильм Гайдая «12 стульев» вышел на экраны в 1971 году. Но в прокате он занял лишь седьмое место, больно ударив по устоявшемуся реноме гения комедии. А спустя пять лет Марк Захаров снял свою четырехсерийную версию, несмотря на свои явные недостатки по сравнению с гайдаевским фильмом, она многими признавалась лучшей и наиболее выдающейся.

© Кадр из фильма «12 стульев» 1976 года, режиссер Марк Захаров, Студия «Творческое объединение «Экран»»
© Кадр из фильма «12 стульев» 1976 года, режиссер Марк Захаров, Студия «Творческое объединение «Экран»»

Что сказал Леонид Гайдай о фильме, который снял Марк Захаров
…По словам Арчила Гомиашвили, Гайдай называл захаровские «12 стульев» «уголовным преступлением». Сам Марк Анатольевич всегда подчеркивал, что его фильм к гайдаевской комедии не имеет никакого отношения и призывал их не сравнивать. Тем более, что каждый из этих фильмов нашел своего зрителя, который продолжает любить их до сих пор.

P . S . Перечитала текст и поняла, что он все-таки получился предвзятым. Но я действительно больше люблю гайдаевский вариант «стульев».
Однако, чтобы внести хоть малую толику объективности, надо признать, что у фильма «12 стульев» Марка Захарова много поклонников и почитателей, которые ценят именно его авторский взгляд на произведение. Единственное, сложно понять, зачем Советскому кино понадобилось снимать две версии одного и того же произведения с перерывом в 5 лет. Думаю, что у Марка Захарова тоже была мечта создать своего Бендера.

Каждый из них вложил свое видение произведения в экранизацию. А споры, какая из них лучше, наверное, не утихнут никогда. Но опять таки-мы все субъективны, как и наши суждения о чем-либо в принципе.

Поделиться ссылкой: