«Какая странная привычка у этих французов, стрелять в людей на рассвете», — говорит Мата Хари в полусне, когда тюремный врач приходит ее разбудить 15 октября 1917 года в 4 утра.
Через три часа ее казнят публично в пригороде Парижа по обвинению в шпионаже и сотрудничестве с вражеской разведкой. Хотя сама Мата Хари до конца будет утверждать, что получала деньги лишь за определенные услуги, оказываемые мужчинам.
Хмурое осеннее утро. Венский лес. 12 солдат по команде офицера вскинули ружья и взяли на прицел женщину, одетую в меховое пальто и шляпку. Она попросила не завязывать ей глаза и руки. Офицер громко скомандовал: «Огонь!». Но дама успела послать воздушный поцелуй группе зевак, которые пришли посмотреть на казнь.
Даже в последние минуты Мата Хари не утратила своего магического очарования, которое, с одной стороны, помогло ей жить пышной и яркой жизнью, но с другой, — привела на плаху.
Нидерландская танцовщица, одна из первых звезд откровенного танца, искусная куртизанка, выбравшая для себя артистический псевдоним Мата Хари, до сих пор многими считается двойным агентом.
Вот только историки считают, что создававшаяся десятилетиями легенда о коварной шпионке-искусительнице, работавшей как на германскую, так и на французскую разведку имеет мало общего с реальностью.
И действительно, если проанализировать ее жизнь, то можно понять, что не тянет она на шпионку. Никак не тянет. Да, она была пробивная дама, без чести и совести, распущенная до нельзя. Но для настоящих шпионок недопустимы такие характеристики.
Она просто оказалась не в том месте, не в то время, за что и поплатилась.
Маргарета Гертруда Зелле, так на самом деле звали будущую звезду фривольного танца, родилась 7 августа 1876 года в Леувардене, Нидерланды. Ее отцом был Адам Зелле, зажиточный торговец, который обанкротился из-за того, что сделал крайне неудачные вложений и потерял все, что зарабатывал долгие годы.
Мать Гертруды Антье Зелле ушла после болезни, когда девочке было 15 лет. После этого она и ее 3 брата были разлучены и отправлены на обучение к другим родственникам.
Неверная жена и равнодушная мать
Уже в юном возрасте Герта поняла, насколько привлекательна для мужчин и собиралась этим активно пользоваться. Первым и единственным официальным мужем Маргареты стал капитан Джон Рудольф МакЛауд. Бравый солдат был на двадцать два года старше Герты. Какая мелочь, подумала девушка и не раздумывая вышла замуж.
Изначально они жили в Париже, но позже Рудольфа перевели в Голландскую Ост-Индию. Семья МакЛаудов — Джон, Маргарета и новорожденный трехмесячный Норман-Джон отправилась в Голландскую Восточную Индию на корабле «Принцесса Амалия». Грета не любила Яву.
Нездоровый климат и мучительное отсутствие развлечений. К ее радости через некоторое время мужа перевели в Тумпунг, вблизи города Маланги, где жило много европейцев. Здесь уже не было так скучно, наоборот, развлечений хватало не меньше чем на родине. Именно в Маланге и началось увлечение Герты танцами с раздеванием. Там же «родилась» и Мата Хари (по-малайски буквально «око дня») псевдоним, под которым ее узнает мир.
Увлечение Маргареты Гертруды Зелле фривольными танцами началось совершенно случайно. Азартная Герта много играла в карты и чаще всего проигрывала. Обычно ее долги оплачивал муж. Но однажды она проиграла слишком много и побоялась говорить об этом супругу.
Тот карточный долг она отдала, просто исполнив откровенный танец с раздеванием.
Этот опыт ей настолько понравился, что выступления в специальных салонах она сделала своим хобби.
Слава о жене МакЛауда распространилась среди сослуживцев мужа. Один из них, его непосредственный начальник полковник ван Рееде, даже стал с ней открыто сожительствовать.
Казалось Джон должен был развестись с неверной женой. Но не тут то было. Он любил свою маленькую Гертруду и всеми силами хотел сохранить брак. Для этого попросил о переводе его в дальний гарнизон на южном побережье Суматры.
Однако жена отказалась последовать за мужем и еще несколько месяцев прожила в Маланге с полковником. Идиллию нарушила законная супруга Рееде, которая приехала из Голландии. Полковник насильно отправит Маргарету к законному супругу МакЛауду.
Почти сразу после приезда Герты на Суматру происходит трагедия обоих ее детей пытаются отравить. Девочка выжила, а мальчика спасти не удалось. По одной версии, в отравлении детей Маргарета обвинила малайскую няньку, и майор без лишних вопросов расправился с ней прямо. О подозрительном исчезновении няньки стали судачить в городе, и майор срочно перевелся обратно на Яву. Но есть и другая версия. Предположительно преступление совершил солдат, желавший отомстить Рудольфу МакЛауду за жестокое обращение во время службы.
После выхода на пенсию, майор МакЛауд хотел остаться остался на Яве, поскольку жизнь там была дешевле. Однако Маргарета устроила скандал и заявила, что не собирается тут жить. Уступив ее просьбам, Джон перевозит семью на грузовом пароходе, так было дешевле, на родину.
Пенсии мужа вполне хватало для безбедной жизни среднестатистического голландца, но для шикарной, к которой так стремилась Герта, было явно недостаточно.
Маргарета твердо решила отправиться в Париж. Она слышала, что там можно отлично заработать, работая натурщицей у известных художников. По законам Голландии выехать из страны без сопровождения мужа она не имела права. И снова любящий муж помогает своей мечущейся жене.
Джон оформляет временный развод, который в итоге станет окончательным и бесповоротным.
Маргарета не собиралась брать дочь в Париж, она была бы ей там серьезной обузой. Но суд вынес решение передать дочку матери. Впрочем, Мата Хари нашла способ вернуть дочь мужу, которую больше не увидит никогда в жизни.
Он вспомнит о дочери только в 1915 году, когда в отсутствие очередного содержателя будет скучать в Гааге. Тогда она отправила дочери письмо в соседний Роттердам, куда можно было добраться всего за пару часов. Завязалась переписка, но, когда дочь попросила купить ей пианино, переписка неожиданно прервалась.
Мата Хари в Париже – дебют «восточной» красавицы
Приехав в Париж, Маргарета сразу же попыталась найти работу натурщицей у популярных художников. Но, к ее великому изумлению, художники не выстраивались в очередь, чтобы поработать с ней. Ее фигура и образ оказались не интересны большинству мастеров.
Влиться в художественный бомонд Парижа Мата Хари так и не удалось.
Но зато ее хорошо приняли в частном цирке Эрнеста Молье. Будучи прекрасной наездницей, она сделала номер с лошадьми и выступала под именем «леди Греша МакЛауд». А в промежутках между выступлениями, учила детей богатых людей ездить верхом.
Однажды, в приватном общении с хозяином цирка Молье, Герта продемонстрировала чем занималась в яванских притонах. Ушлый антрепренер сразу понял, что ее загорелое тело и пластичность больше пригодятся в танцах, чем в верховой езде.
Дебют Маргареты в качестве восточной танцовщицы состоялся 3 февраля 1905 года в салоне мадам Киреевской – певицы, занимавшейся организацией благотворительных вечеров.
В салоне на нее обратил внимание известный коллекционер – 68-летний владелец музея восточных штуковин Эмиль Гимет.
Гимет решил, что раскрепощенный танец в псевдовосточном стиле может послужить для его музея отличной рекламой и, получив немалые отступные, Молье уступил Гимету начинающую танцовщицу.
13 марта 1905 года в музее Гимета состоялось красочное шоу, гвоздем программы которого была якобы прибывшая из Индии тамошняя принцесса с почему-то малайским именем Мата Хари. С тех пор как выступления стали регулярными, в музей зачастили не только любители всего восточного, но также и любители всего пикантного.
Париж увлекся Востоком — прекрасное время для создания образа восточной фем фаталь
Герта сама разрабатывала хореографию и заботилась о декорациях. Хотя никогда и нигде этому не училась.
Сцена заполнялась цветочными гирляндами, а по залу разносился аромат восточного ладана. Танец сопровождался романтической восточной музыкой. Она щеголяла по сцене как индийская художница, одетая в воздушную вуаль, которую легким движением руки срывала со своего тела.
Выступление в доме Ротшильдов и «рождение» звезды Мата Хари
Выступление в музее Гимета, конечно, было весомым шагом в карьере танцовщицы. Однако не приносили тех дивидендов, о которых мечтала Маргарета.
Начало действительно большого успеха было положено во время закрытого выступления, которое Гимэ устроил Мата Хари в доме барона Анри де Ротшильда, где собрался весь парижский свет.
Выступление имело ошеломляющий успех. Вскоре газеты пестрели восторженными заголовками о рождении новой звезды. Танцовщице был открыт вход в любое общество, ей поклонялись мужчины, а женщины завидовали и старались во всем на нее походить.
По большому счету, танцевать Герта не умела никогда. Но публику на ее выступления привлекало то, что танцевала Мата Хари практически обнаженной, прикрыв только грудь, да и то вовсе не из соображений скромности, а потому, что эта часть тела у нее была не очень красива.
Парижская публика, особенно мужская ее часть, словно в дурмане, боготворила раскованную танцовщицу.
Герта моментально покорила все парижские салоны, которые «дрались» за ее выступления.
В одном лишь 1905 году Мата Хари больше тридцати раз танцевала в эксклюзивных салонах Парижа и в домах знаменитых людей, провела шесть выступлений в ревю-театре «Олимпия», ставшее центром притяжения парижского лета. У нее были ангажементы в Мадриде, Вене, Милане, Монте-Карло…
На короткое время она становится одной из самых высокооплачиваемых танцовщиц в мире – ее портреты появляются на почтовых открытках, пачках сигарет и скоро уже на жестяных банках с голландским печеньем. Даже совсем обедневший к тому времени ее отец издал в 1906 году в Амстердаме книгу «История жизни моей дочери», на которой прилично заработав и хоть немного, но поправил свои финансовые дела.
Раскрепощенные танцы стали ее визитной карточкой, но зарабатывала она на том, что была самой популярной и желанной куртизанкой во Франции. Ее любовниками были политики, армейские офицеры, мужчины из высшего света.
Она моментально очаровывала поклонников, ожидая взамен щедрых наград.
Несколько лет Герта буквально купалась роскоши, о которой всегда мечтала.
Но… Всему когда-нибудь приходит конец.
Спад ее славы оказался столь же стремительным, как и в взлет
Красота начала тускнеть, а танцевальные навыки, как уже говорилось выше, были более чем скромными. Все эти годы Маргарета пыталась взойти на классическую танцевальную европейскую сцену, но безуспешно. В профессиональном мире танцовщиков она никогда не котировалась. Ее удел — клубы, салоны, рестораны, залы для утех.
После нескольких успешных лет интерес к сценическим выступлениям Мата Хари пошел на убыль. Этот довольно легкий источник дохода начал иссякать. Восточная звезда столкнулась с серьезной конкуренцией. Молодые, более привлекательные, и главное, более талантливые танцовщицы теперь занимали ее площадки. А голоса критиков звучали все громче, утверждая, что Мата Хари – бесталанна. Денег в ее жизни становится все меньше, и она, привыкшая годами быть содержанкой богатых мужчин, идет на все новые, обычно мимолетные связи.
Но настоящей катастрофой для Герты стало начало Первой мировой войны, которое она застала в Германии, где у нее были запланированы масштабные гастроли. В один момент все сорвалось, а заработок в 48 тысяч марок (17,203 кг золота) остался только в мечтах танцовщицы.
Более того, при попытке выехать в Швейцарию, куда уже был отправлен весь ее багаж, немцы отобрали у Мата Хари все деньги и драгоценности за попытку нарушения чрезвычайного закона, запрещающего вывоз золота из Германии.
Лишь помощь сердобольного соседа по отелю, купившего ей билет до Амстердама, позволила женщине перебраться в родную нейтральную Голландию.
В Голландии, поселившись в амстердамском отеле «Виктория», Мата Хари решила снова начать выступать. Однако ей даже покушать было не за что.
Но Маргарета Гертруда Зелле не была бы Мата Хари, если бы не смогла выйти из тяжелой ситуации с помощью влиятельных и богатых мужчин. Сначала ей подвернулся русский банкир, которому она представилась русской подданной, но почему-то говорила по-французски.
Обман был раскрыт, и роман с банкиром прекратился, но сценические костюмы уже были готовы, а билет в Гаагу куплен. Прибыв в Гаагу, она подписала контракт с голландским директором Французской оперы.
Однако доходы в Голландии были сущими копейками по сравнению с парижскими. К тому в протестантской Голландии за многомужество (полиандрия) сажали в тюрьму. Для Герты, не отличающейся скромным нравом, это было более чем опасно.
Но шла война, и быстро приехать во Францию через Бельгию, оккупированную немцами, Мата Хари не могла. Единственный путь – морской – вел через Англию, но Герте неожиданно отказали в транзитной английской визе.
Однако добраться до Франции Мата Хари все же смогла: 24 мая 1916 года из Амстердама отправился датский теплоход «Зеландия».
Как Мата Хари стала двойным агентом
Едва обосновавшись в Париже, Мата Хари знакомиться с русским офицером из 1-й особой пехотной бригады русского экспедиционного корпуса. Вадим Маслов, так звали молодого человека, стал первой настоящей любовью распущенной женщины и единственным мужчиной, который не обеспечивал ее, а, наоборот, Герта содержала возлюбленного, тратя на него большие суммы. И это при том, что ее заработки уже не были столь большими как прежде.
Идиллия влюбленных закончилась в августе 1916 года, когда Маслова произвели в штабс-капитаны и снова направили на фронт в Вогезы.
Мата Хари, конечно, любила Вадима, но долго оставаться одной, без мужчины, было не в ее силах. Танцовщица знакомится с французским офицером Жаном Аллором, они шикарно проводят время, пока его тоже не отправляют на фронт.
Идет война, достойных мужчин мало, Мата Хари скучает и решает развлечь себя поездкой на фронт к Маслову.
По законам военного времени, чтобы попасть в военную часть нужно было получить пропуск в военном министерстве.
За столь желанным разрешением Мату Хари отправили в кабинет капитана Ляду. Увидев перед собой знаменитую Мата Хари, маленький, пузатый мужчина теряет дар речи. Он много слышал об известной танцовщице и даже был другом ее любовника Жана Аллора, который до отъезда на фронт успел похвастаться Ляду своим приключением с Мата Хари.
Ляд был уверен, что она просит разрешение посетить его друга, но оказалось, что Маргарета намерена навестить совсем другого офицера, причем русского.
Ляду стало несколько обидно за приятеля, но пропуск он все-таки сделал. Вторично удивиться ему пришлось, когда по возвращении от Маслова Мата Хари снова заявилась к нему с просьбой дать ей разрешение выехать в Гаагу.
Дело в том, что они с Масловым решили пожениться.
Чтобы это сделать, Маргарете необходимо было истребовать справку из архива в Гааге. Но оказалось, что въехать во Францию во время войны еще можно, а выехать почти невозможно, нужно опять-таки особое разрешение. За ним она и решила обратиться к доброму толстячку-капитану. Но дать такое разрешение Ляду был уже не в силах. И он предложил Мата Хари единственный вариант — фиктивно завербовать Маргарету и отправить ее за границу якобы на задание.
Действительно ли она была завербована или просто расплатилась натурой и получила разрешение, но 5 ноября 1916 года Мата Хари отправилась в Нидерланды через Испанию.
С этого момента начался отсчет дням жизни Мата Хари
6 числа Маргарета пересекла франко-испанскую границу. На пароходе «Холландия» она из порта Виго отплыла в Нидерланды, но в Ла-Манше пароход остановили британские военные корабли для досмотра. И тут произошло невероятное: Маргарету Гертруду МакЛеод-Зелле англичане приняли за разыскиваемую ими немецкую шпионку Клару Бенедикс. На допросе Мата Хари расплакалась и с испугу призналась, что она не немецкая шпионка, а французская.
Для подтверждения своего статуса Маргарета предложила сэру Бэзилу связаться с капитаном Ляду.
Но Ляду почем-то стал все отрицать. На сей раз Герте повезло. В участок прибыли лица, которые знали, как выглядит настоящая шпионка. Мата Хари оказалась на свободе. Но ей не было позволено покидать пределы Лондона, и она поселилась в отеле «Савой», а через некоторое время ее выслали обратно в Испанию.
В Мадриде танцовщица даже попыталась найти площадку для выступления. Но весть о том, что она шпионка – то ли немецкая, то ли французская, то ли английская — разлетелась быстро.
За три недели пребывания в Мадриде, ей даже не удалось обзавестись ни одним любовником, а агенты испанской полиции демонстративно следовали за ней, куда бы она ни направилась.
Пока Мата Хари жила в Мадриде капитан Ляду решил скрыть свой явный провал – вербовку совершенно негодного агента, расколовшегося при первом шухере и превратить этот провал в полную победу.
Им была сфабрикована и якобы перехвачена шифровка о направляющемся в Париж агенте H-21. Причем в немецких архивах такого агента никогда не существовало.
Шифровка была нарочно составлена так, чтобы все указывало на Мату Хари.
Затея удалась на славу. Пресса превознесла Ляду до небес, но начальство заподозрило в двойной игре его самого. Однако, в отличие от Мата Хари, Ляду ничего не признал даже после тяжелого допроса, и его, в конце концов, выпустили, произвели в майоры и тут же отправили в отставку.
Приговор Мата Хари
Вскоре Маргарета Гертруда Зелле обвинили в шпионаже в пользу Германии и приговорили к расстрелу. В зале суда она до конца отстаивала свою невиновность. Письма голландских дипломатов, которые просили ее помиловать самого президента Франции, остались незамеченными.
А может французская контрразведка должна была показать какие-то успехи? Возможно, кого-то следовало обвинить в поражениях союзников. И появилась возможность.
Хотя до сих ходят разные версии по поводу жизни и участии в политике Мата Хари. Но все они сводятся к тому, что во всем виноваты ее многочисленные связи с мужчинами, которые использовали знамениту танцовщицу в своих играх.
Многие историки полагают, что контакты с немцами у Маты Хари были, и единственным ее мотивом при этом являлся материальный интерес, но сомневается как в особой эффективности ее работы, так и в заслуженности столь суровой кары.
Фото взяты из открытых источников сети Интернет.