Это был рискованный шаг. Когда Дэвид О. Селзник, молодой независимый кинопродюсер, решил купить права на экранизацию романа «Унесённые ветром», книга еще не была бестселлером, а имя Маргарет Митчелл еще не звучало так громко.
Благодаря рекламе, после выхода первого, относительно небольшого (всего 50000) тиража романа, его раскупили практически мгновенно. Однако, до фурора было еще несколько лет. И вообще, потенциал произведения оценило только одно единственное издательство — «Макмиллан», выпустившее «Унесенных ветром» весной 1936 года.
Но Селзник рискнул и… выиграл
«Унесенные ветром» — картина, которая до сих пор вызывает оживленные обсуждения и имеет как множество поклонников, так и критиков.
Посмотрим на цифры: фильм длится 224 минуты, получил 10 «Оскаров» (в том числе специальный «Оскар» за использование цвета «Техниколор» и первый «Оскар» в истории для чернокожей актрисы), производство обошлось в 4 миллиона долларов, до 1970-х годов фильм удерживал рекорд по кассовым сборам.
Это не обычный фильм — это памятник. Работа, которая шаг за шагом и очень кропотливо создавалась продюсером Дэвидом О. Слезником.
Как создавалась легенда?
Книга
Ребенок талантливых родителей Маргарет Митчелл писала свой роман 10 лет. Начала в 1926 году, когда волею судьбы вынуждена была находиться дома из-за серьезного перелома лодыжки. Тогда она, наконец, решила бросить работу журналистом в The Atlanta Journal и написать роман, о котором давно мечтала.
Кино
Однажды в мае 1936 года Дэвид О. Селзник нашел на своем столе экземпляр романа с запиской, которая гласила: «Если вы не купите права на экранизацию «Унесенных ветром» сейчас», «Вы сошли с ума». Сообщение было от Кей Брауна, директора нью-йоркского офиса Selznick.
Продюсер колебался — на его счету уже были такие фильмы, как «Кинг-Конг» и «Анна Каренина» — так стоит ли ввязываться в экранизацию тогда еще никому не известного романа?
Но Селзник почувствовал, что история Скарлетт О’Хара — не просто дешевый любовный роман.
Он решился экранизировать произведение и заплатил Маргарет Митчелл за права на экранизацию «символические» 50 000 долларов.
Первый сценарий улетел в помойку
Не теряя времени, Селзник нанял Сидни Ховарда, в те времена очень известного в Голливуде сценариста. Но после первого же прочтения наброска сценария продюсер выбросил предложение драматурга на помойку и решил попробовать других спецов.
Бен Хехт, Джо Сверинг и даже сам Ф. Скотт Фигералд — вот лишь некоторые из длинного списка имен людей, работавших над сценарием. Ни один из них не удовлетворил требования Селзника. В результате на бумаге возник базовый вариант, а коррективы в сценарий вносились практически на ходу, прямо на съемках отдельных сцен.
Впрочем, проблемы с текстом были лишь верхушкой айсберга.
Актерский вопрос
Уже во время подготовки к съемкам картины роман «Унесенные ветром» из милого любовного романа превратился в истинный бестселлер. Это, безусловно, грело душу продюсера, ведь он не ошибся с выбором произведения.
Но теперь на него оказывалось давление не только кинематографического сообщества, но и обычных людей. Каждый читатель считал своим долгом написать письмо и предложить актера на роль Батлера и Скарлетт. Селзник получил 60 000 писем с «полезными советами» относительно кастинга.
В конечном итоге выбор продюсера пал на любимца публики Кларка Гейбла. Возможно, это произошло из-за слухов о том, что сама Митчелл смоделировала Ретта по нему.
Интересно, что Гейбл не был в восторге от этого предложения — он считал, что роль Батлера не подходит его кинематографическому образу. Актер не мог представить, что персонаж, которого он играет, может проявлять слабость на экране и плакать!
Говорим Скарлетт, подразумеваем Вивьен Ли
Страсти бушевали и из-за роли Скарлетт.
Невозможно перечислить имена всех актрис, значившихся в списках Селзник. После того, как кандидатура Бетт Дэвис была отклонена, рассматривалась Полетт Годдар – известная зрителям в то время по отношениям с Чарли Чаплином.
Против этого участия выступил сам Чаплин и… женские организации, которые возмутились тому, что на роль пропихивают любовницу известного актера.
Селзник оказался в затруднительном положении. В итоге, съемки легендарного фильма начались 10 декабря 1938 года без утвержденной главной героини.
Спасительницу звали Вивьен Ли. За полгода до начала съемок агент Ли уже отправлял портфолио своей клиентки в нью-йоркский офис. Но когда это не принесло никакого результата, она лично приехала к Селзнику, чтобы доказать, Кэти-Скарлетт О’Хара Гамильтон Кеннеди Батлер — это только ее роль. Именно она идеальный кандидат на самую желанную роль сезона.
Дэвид О. Селзник и Вивьен познакомились во время съемок первых кадров горящей Атланты.
Свою первую встречу с Ли продюсер вспоминал так:
«Когда меня познакомили с Вивьен Ли, ее лицо загорелось пламенем. Я только взглянул и понял, что это она; что это хорошо, что это совпадает хотя бы с моим представлением о том, как выглядела Скарлетт О’Хара. Я никогда не оправлюсь от этого первого впечатления».
Вивьен также получила одобрение режиссера Джорджа Кьюкора, хотя поначалу он относился к ней скептически.
Кажется, что главный актерский паззл начал складываться. Но не тут-то было. Лесли Ховард, он же Эшли заявил, что не в восторге от своей роли. Очень часто он критиковал движения и реплики своего персонажа на съемочной площадке, что приводило создателей в немалый ужас. Кроме того, он публично признался, что не читал «Унесенных ветром».
Любопытно, что именно эта роль в культовом фильме принесла Ховарду наибольшую известность у своего поколения. Но через 4 года после премьеры, в 1943 году, актер погиб.
Проблемы доставляли и другие актеры. Все чего-то требовали и были чем-то недовольны.
Можно выдохнуть? Нет… Замена режиссера
Как только актерский состав, наконец, был укомплектован и начались съемки, Дэвид Селзник вступил в конфликт с… режиссером Джорджем Кьюкором.
После ряда недоразумений по поводу многих отдельных сцен в «Унесённых ветром» режиссер и продюсер согласились, что единственное правильное решение — мирно разойтись и найти нового режиссёра для этого фильма как можно скорее…
Что стало причиной разрыва?
Предположительно, Селзнику не понравилось, что Кьюкор решал все сам, а мнение продюсера просто не учитывалось.
И опять все не слава Богу. Удаление Кьюкора вызвало бунт актеров Вивьен Ли и Хэвилленда. Они пошли умолять продюсера передумать. Однако Селзник остался непреклонен и нанял Виктора Флеминга.
Гейбл не любил работать с Кьюкором, а Ли ненавидела Флеминга. Новый режиссер дал актрисе прозвище «Фидли-дидли» (это выражение часто использовала Скарлетт), которая, в свою очередь, почувствовала, что Флеминг неправильно корректирует ее игру.
Ли была настолько разочарована работой с новым режиссером, что тайно продолжала навещать Кьюкора, чтобы спросить его совета по поводу роли. Однажды дошло даже до того, что Вивьен публично раскритиковала режиссера на съемочной площадке и сослалась на совет Кьюкора.
В ответ Флеминг наорал на актрису и сказал, чтобы она засунула свои советы «в ее монархистскую задницу». После очередной ссоры Флеминг пообещал скинуть Ли с обрыва. Сказал сгоряча, конечно, но Селзнику было от этого не легче. Ведь он столкнулся с новой серьезной проблемой — главная актриса и режиссер не могут работать вместе.
И все же Селзник верил, что «Унесенные ветром» — это дело всей его жизни.
С Флемингом пришлось расстаться. Селзник нанял Сэма Вуда, часть материала также снял Уильям Кэмерон Мензис. Более того, после увольнения Флеминга продюсер часто сам стоял за камерой.
27 июня 1939 года съемки фильма завершились!
Незабываемая премьера
Премьера была назначена на 15 декабря 1939 года. В Атланте, где планировалось мероприятие, были объявлены три дня празднеств и вечеринок, местное население оделось в костюмы времен Гражданской войны, а 15 декабря было объявлено выходным днем.
Билеты на премьеру разлетались с таким свистом, что в историю даже вошел анекдот о женщине, которая пришла в гостиницу, где жил директор по рекламе и потребовала дать ей несколько билетов. Ее главным аргументом в пользу распределения билетов была информация о том, что она была президентом секции DAR (Дочери американской революции) в Атланте. Разочарованный, менеджер ответил: «Вы не понимаете, мадам. Этот фильм о другой войне!»
Билеты на премьеру стоили 10 долларов — когда все 2500 мест в театре были распроданы, осталась только возможность купить на приставные места — за 200 долларов.
Вечером состоялась торжественная премьера. И хотя Вивьен Ли жаловалась, что фильм слишком длинный и «ей тяжело сидеть на заднице», когда она вышла из Большого театра спустя почти четыре часа, она уже была кинозвездой.
Что осталось от «Унесенных ветром» сегодня?
Конечно, явление, которое трудно объяснить. Незабываемые актерские игры – прежде всего Вивьен Ли и Кларка Гейбла. Сцены, навсегда врезавшиеся в коллективную память — кто вместе с героями не нервничал, когда горела Атланта, или не чувствовал комка в горле, когда Скарлетт поклялась больше никогда не голодать?
«Я подумаю об этом завтра. Завтра будет новый день!» — еще одна бессмертная цитата из фильма.
Вивьен Ли умерла в 1967 году, но ее Скарлетт О’Хара до сих пор живет в воображении миллионов людей на всей планете. Мода меняется, зрители меняются, а «Унесённые ветром» по-прежнему притягивают. Не для общения с легендой, а для общения с прекрасным, всегда свежим кино.