Нищета, болезни, катастрофы — мать Тереза засветилась при всех мало-мальски значимых событиях. Шептала слова утешения, кормила с ложечки, призывала молиться. Вот только многие исследователи считают, что реальной помощи не было. Тереза отказывала умирающим в лекарствах, ненавидела болеющих СПИДом и, несмотря на миллионные инвестиции, в ее ордене не хватало денег на хлеб и медицинские иглы.
Женщина, обретшая мировую славу бескорыстной благотворительницы, на самом деле имела свои представления о сострадании.
В это очень сложно поверить. Ведь 20 век прочно ассоциируется с именем матери Терезы и ее благими делами.
Мать Тереза в сопровождении детей на своей миссии в Калькутте, Индия, 12.05.1980.(Getti)
А в 2016 году знаменитая монахиня Мать Тереза была объявлена святой Папой Франциском.
И все же…
В 1994 году Кристофер Эрика Хитченс американский журналист, публицист и писатель вместе с пакистанским журналистом Тарик Али выпустили скандальный, крайне критический документальный фильм о Терезе под названием «Ангел ада». Этот фильм или его часть можно и сейчас найти в ютубе.
Документальный фильм в значительной степени основан на рассказе Арупа Чаттерджи, британского писателя и врача индийского происхождения. Аруп некоторое время лично работал в одном из благотворительных домов Терезы. Он своими глазами видел невыносимые условия, в которых содержались больные люди в миссионерской благотворительной организации в Калькутте.
Мать Тереза Калькуттская посещает мессу в честь дня святых Петра и Павла в базилике Святого Петра в Ватикане, на этом архивном фото 29 июня 1997 года. ПЛИНИО ЛЕПРИ/ASSOCIATED PRESS
Хитченс пришел к выводу, что Мать Тереза была «не столько заинтересована в помощи бедным, сколько в том, чтобы использовать их в качестве неиссякаемого источника нищеты, питающего распространение ее фундаменталистической римско-католической веры».
Фильм «Ангел ада» вызвал большую международную дискуссию.
К критике присоединился и старейший авторитетный британский медицинский журнал Lancet, который опубликовал в 1994 году критический отчет об уходе за умирающими в учреждениях Терезы.
Так кем на самом деле была мать Тереза и почему именно ее личный бренд стал настолько популярен?
Ведь, на самом деле, монахинь и преданных вере людей, которые стремились помогать нищим и больным, во все времена было огромное количество.
Но именно мать Тереза стала притчей во языцех и символом самопожертвования.
Мать Тереза родом с Балканского полуострова, из города Скопье, где жили преимущественно мусульмане-албанцы. Девочка родилась в 1910 году в семействе Николы и Дранфиле Бояджиу. Ее полное настоящее имя, данное при крещении, — Агнес Гондже Бояджиу.
Агнес Гондже Бояджиу, справа
Семья будущей монахини исповедовала католическую веру.
Отец был успешным предпринимателем, а мать — искусной швеей. Супруги жили в достатке и воспитывали троих детей. С детства дочь наблюдала любовь и милосердие к ближним в действии.
Когда девочке исполнилось 4 года, началась Первая мировая война. В 1919 году не стало отца Агнес.
Для семьи наступили тяжелые времена, но мать семейства самоотверженно трудилась, чтобы прокормить детей. Церковную службу Агнес полюбила еще в молодости и проводила много времени в молитве и служении.
Семья Агнес
В 1928 году девушка отправилась в Париж, где прошла собеседование в орден сестер Лоретто. Она навсегда простилась с матерью и родными, поддерживая связь только через письма.
Через некоторое время орден отправил Агнес в Индию, в город Дарджилинг, где находился их монастырь.
Спустя еще несколько лет Агнес переведут в Калькутту, в местную школу, где она будет обучать детей истории и географии, любящие ученицы будут ласково называть ее «мам».
В школе св. Анны обучались дети исключительно из обеспеченных семей, среди них не было настоящих бедняков. Но стоило только перешагнуть порог учебного заведения, как в нескольких милях располагались трущобы, где люди умирали от голода и болезней, связанных с дизентерией.
Хотя Агнес устраивал ее образ жизни, она понимала, что главная цель для нее — помогать людям, которым больше неоткуда ждать помощи.
Мать Тереза Калькуттская (урожденная Агнеса Гондже Бояджиу) стоит справа © Vittoriano Rastelli/Getty Images
24 мая 1937 года она принимает монашеский обет и получает новое имя — Тереза, в честь французской монахини Терезы де Лизье, которая стремилась помогать людям, выполняя самую грязную работу. В это же время матери Терезе поручают руководство бенгальской школой св. Анны. Вместе со своими ученицами Тереза начинает спускаться в трущобы, где помогает обездоленным.
В 1946 году монашеский орден дает женщине специальное решение, по которому та самостоятельно может заниматься благотворительностью. Женщина решает, что помогать ближним она сможет только в трущобах, на задворках жизни. Ей приходится кормить, мыть убогих, обрабатывать им раны и провожать в последний путь.
В течение 2 лет к ней присоединяются другие сестры, и постепенно вокруг матери Терезы создается община.
С Папой Римским ИОАННОМ ПАВЛОМ II
В 1950 году Ватикан дал разрешение Терезе на создание нового ордена, получившего название «Миссионерки любви». Сестры подбирали брошенных детей на помойках, матери собственноручно приносили нежеланных чад Терезе, она не отказывала никому. Бездомных не принимали в больницах, Тереза нашла для них заброшенное здание и, с разрешения власти, принимала всех умирающих. Там они могли провести свои последние часы достойно.
Каждая из монахинь давала обет нестяжания и трудилась на безвозмездных началах, не имея права принимать за труды никакую награду.
Такова официальная биография Аньезе Гондже Бояджиу, или матери Тереза, как ее называют во всем мире.
В чем же обвиняют мать Терезу?
Ее главной целью всегда и везде было распространение католической веры, а ее работа для бедных всегда была второстепенной.
Вот цитата самой матери Терезы: «Мы не медсестры, мы не врачи, мы не учителя, мы не социальные работники. Мы религиозны, мы религиозны, мы религиозны».
В Калькутте Мать Тереза открыла небольшой хоспис для умирающих.
И сразу начала использовать его в качестве рекламы для сбора пожертвований, которые в основном использовались для ее миссионерской работы, в то время как люди в хосписе не получали лечения, которое могло бы вылечить их болезни или облегчить страдания во время болезни, их последние дни. Расходы на ненужные лекарства и оборудование она считала отвлечением средств от своей истинной миссии.
Орден милосердия привлек к себе внимание всего мира. С Терезой начали назначать встречи политические деятели, главы государств. Выделялись помещения для открытия новых хосписов и приютов.
Калькутту посетил папа римский Павел VI и, в качестве признания, подарил Терезе свой кабриолет, который был выгодно продан на торгах и выручена приличная сумма, отданная на продолжение дела. Также она поступит и на вручении Нобелевской премии: отказавшись от банкета, потратит все деньги на нужды голодающих.
В своей книге «Миссионерская позиция» Кристофер Хитченс довольно хорошо изложил свои доводы против нее.
«Она была другом бедности, а не бедняка. У нее были хосписы, куда люди отправлялись умирать, но она почти ничего не тратила из тех денег, которые ей давали, на медицинское обслуживание для них, а вместо этого отдавала их церкви, чтобы тратить их на памятники, противодействие контролю над рождаемостью и т. д. Она также без колебаний принимала пожертвования от известных преступников».
С одной стороны все это кажется жестоким. Но мать Тереза лишь следовала своему главному предназначению — служить католической церкви и быть проповедницей.
«Если вы страдаете, вы приближаетесь к Богу» — так говорила больным мать Тереза.
И, возможно, она искренне в это верила.
Она считала, что мы «предназначены» для страданий, и что всемогущий, вселюбящий бог не позволил бы людям страдать без нужды.
Тереза внушала страждущим: «Вы страдаете, как Христос на кресте. Иисус должен целовать вас». Однажды ей кто-то возразил: «Так скажите ему, чтобы он перестал меня целовать». Добрая бабушка оставила реплику без ответа
Мать Тереза
Видимо поэтому, она и ее сестры не лечили больных в своих учреждениях по-настоящему, как в больнице. Им могли давать еду, накладывать повязки и не более. В, так называемых, лечебницах не всегда были даже простые анальгетики. Постояльцы просто ждали своего ухода в мир иной.
Люди, у которых были несложные, излечимые заболевания, такие как грипп или сломанные кости, и которые нуждались в самом элементарном лечении, не получали должного лечения.
Практически все дома милосердия матери Терезы находились в самых бедных странах, где самые простые вещи, такие как одеяло, были счастьем.
Согласно докладу канадских ученых Сержа Лариве, Женевьев Шенар и Кэрол Сенехал, клиники Терезы получали пожертвования на миллионы долларов, но их пациенты не получали медицинской помощи, систематической диагностики, необходимого питания и достаточного количества анальгетиков для страдающих.
Мать Тереза уверяла, что ее организация ежедневно кормит в Калькутте более тысячи человек. По словам Арупа Чаттерджи — писателя и врача, расследовавшего деятельность матери Терезы, суповых кухонь было всего три, и накормить они могли максимум сто человек.
Причем баланду выдавали лишь тем, у кого имелись продуктовые карточки. Нехристианам получить их было невозможно. По словам доктора, никто не подбирали немощных на улицах и не отвозил в приюты. А машины скорой помощи, подаренные ордену, использовались для передвижения монахинь.
Главными ведомствами матери Терезы были дома для умирающих, где обреченные люди должны были провести свои последние дни. Писательница Мэри Лаудон, в прошлом волонтерка, вспоминала: «Первое впечатление от отснятого материала было… будто передо мной фото из Берген-Бельзена, потому что все пациенты были острижены налысо. Там не было никаких стульев, только раскладушки, похожие на те, что были во времена Первой мировой. Там не было ни сада, ни двора — вообще ничего. И я подумала: „Что это? Это два зала. В одном от 50 до 60 мужчин, в другом — столько же женщин. Все умирают. Им практически не оказывалась медицинская помощь. Они не получали никаких обезболивающих, кроме аспирина“».
Мать Тереза путешествовала по миру в поисках пожертвований от простых людей, а также от влиятельных и богатых людей. Ей было все равно, откуда берутся деньги. Она получала сотни миллионов.
Экс-президент США Рональд РЕЙГАН с супругой Нэнси вручают благотворительнице «Медаль свободы» (1985 г.). Фото Национального архива США
Но она никогда не строила настоящих больниц, не покупала медицинского оборудования, лекарств. Как правило, это были отданные даром помещения, в которых создавались дома милосердия, лепрозории, подобие клиник с минимальным набором мебели и лекарств.
В основном она использовала деньги, чтобы основать монастыри Сестер Бедных по всему миру.
Мать Тереза Калькуттская (1910–1997), глава организации «Сестры милосердия», работающая с некоторыми прокаженными в Калькутте. Декабрь 1971 года. Это одни из первых ее фотографий, сделанных после того, как она была освещена в документальном фильме Би-би-си, показывающем ее работу с бедными и обездоленными жителями Калькутты. Видно, как она раздает рождественские подарки в колонии прокаженных, — подарками являются мешок с рисом и одеяло © Michael Brennan/Getty Images
Интересно, что сама мать Тереза лечилась в хорошо оборудованных клиниках. В старости Тереза начала страдать сердечными заболеваниями и перенесла несколько операций, в том числе по установке клапана. Она дожила до 87 лет.
Истина где-то посередине?
Даже сегодня, когда упоминается ее имя, первое, что приходит на ум, —благочестивая женщина с чистейшими намерениями и улыбкой, приглашающая всех в свою благодать. Ею восхищались и продолжают восхищаться христиане во всем мире. Мать Тереза была и остается даже посмертно одной из самых важных фигур католической церкви.
Она получила огромное количество наград, включая Премии мира Рамона Магсайсая и Нобелевскую премию мира 1979 года. И это закрепляет ее наследие как человека, который работал исключительно на благо тех, кто страдает.
Папа Павел VI вручает первую премию мира папы Иоанна XXIII матери Терезе за ее работу среди бедных в Калькутте и за основание ордена, посвященного работе с бедными. Январь 1971 года
Однако, если абстрагироваться от общих фраз о добре и благоденствии, то в сухом остатке мы получаем историю, страстно преданной католический вере женщины, которая большую часть своей жизни ворочала миллионами и не перед кем об этом особо не отчитывалась. По крайней мере, прессе об этом неизвестно.
Очень хочется верить, что все эти деньги действительно шли во благо людям, а критики просто ошибаются.