Они были легендарной парой советского кино: великий режиссер и прославленная актриса. Но так ли безоблачна была их жизнь на протяжении 58 лет брака? Тамара Макарова и Сергей Герасимов уверяли: даже если бы пришлось начать все сначала, они снова выбрали бы друг друга.
Молоды и прекрасны
Со стороны они всегда выглядели идеальной парой. Он – блестящий, шумный и яркий. Она – строгая и красивая – всегда немного позади великого мужа, в роли его тихой музы… Недаром Макарова играет почти во всех фильмах Герасимова…
Злые языки утверждали: легко быть знаменитой актрисой, когда тебя постоянно тянет на буксире супруг… Но ведь именно Макарова в свое время буквально заставила Герасимова попробовать силы в режиссуре. Даже после крупных неудач, когда на Герасимове практически поставили крест и заклеймили бездарным, проходным, блеклым режиссером, Макарова настаивала: «Сережа, ты можешь снимать прекрасные фильмы!». И у него получилось. Она верила в Герасимова за них обоих.
Сергей Аполлинариевич и Тамара Федоровна познакомились юными и прекрасными, в 1924 году. Она – благодаря занятиям балетом – имела царственную осанку и гордую посадку головы – ее аристократическую стать будут восхвалять всю жизнь. Он имел репутацию гуляки, пижона и плейбоя. Впервые увидев Тамару, Герасимов был очарован. Но, чтобы выглядеть солиднее в глазах красивой девушки, сделал ей весьма снисходительный комплимент, мол, неплохо танцуешь чарльстон. Тамара насмешливо поблагодарила. Они тогда друг другу совершенно не понравились заносчивостью и высокомерием. Но спустя время вновь встретились на съемках фильма «Чужой пиджак»: тогда молодые люди рассмотрели друг друга получше, сблизились, а вскоре поженились.
Первое время жили скромно. У них была одна комнатка в два окна, на которых не было даже занавесок. Холод стоял жуткий. Мама актрисы, чтобы согреться, спала прямо на плитке.
После, с успехом фильма «Семеро смелых» в их жизнь придут и слава, и достаток, и почет. Герасимов снимет одну за другой несколько картин, и в каждой будет играть его красавица-жена. Особенно любил Герасимов делать акцент на ее глазах. Он сам отмечал, что манера игры у Макаровой сдержанная, скупая, но вот глаза очень говорящие. Режиссер весьма гордился супругой. Он с удовольствием рассказывал, что когда Тамара шла по улице, машины останавливались и не двигались с места, потому что водители завороженно провожали взглядами летящую фигуру Макаровой.
Война и дети
А потом началась война. Супруги не пожелали эвакуироваться и остались работать в Ленинграде. Она была инструктором в политуправлении фронта, сандружинницей, медсестрой в госпитале. Он снимал фильм об эвакуации и тех, кто остался защищать город на Неве. По слухам, имена супругов нацисты включили в список людей в первую очередь подлежащих уничтожению.
В 1943 году Макарова и Герасимов все же отправляются в глубокий тыл, в Ташкент. Вернулись оттуда они не одни. С усыновленным мальчиком по имени Артур.
Артур был племянником Тамары. Отец мальчика, немец по национальности, был приговорен к десяти годам лагерей, сидел в одной камере с Александром Солженицыным. Справедливо опасаясь, что репрессии коснутся не только отца семейства, но затронут и его сына, Макарова предложила усыновить мальчика. Фамилию Артуру дали по тетке — Макаров, а отчество — по приемному отцу, Сергеевич.
К мальчику приемные родители относились хорошо: заботились, баловали, ни в чем не отказывали. Впоследствии с супругами жила и младшая сестра Артура Эмма. Увы, жизнь обоих детей, не смотря на старания именитых родственников, будет короткой.
Они все по очереди оставят Тамару Федоровну – уйдут друг за другом. Сначала умрет любимый супруг. Потом скончается племянница Эмма, а вслед за ней — погибнет приемный сын Артур. Его найдут в собственном доме, связанным, с ножом в груди.
После его смерти Макаровой еще несколько лет будут поступать тревожные звонки с угрозами, с требованием вернуть долги Артура… но это потом.
Годы славы
А пока жизнь светла и безоблачна. Обласканные вниманием властей и толпы, Макарова и Герасимов после войны наслаждаются новым образом жизни. Они получают квартиру на Большой Дорогомиловской, где селилась вся киношная элита. Окружают себя красивыми вещами. Их быт полон респектабельности и шика: поездки на фестивали, дорогая черная иномарка, чемоданы красивой одежды… И, как вишенка на этом праздничном торте, их легендарная любовь друг к другу. Герасимов неизменно держит на рабочем столе портрет супруги. Макарова неизменно закрывает глаза на его интрижки.
Их у режиссера было много. Ходили слухи, что с каждой актрисой, которую он снимал в главной роли, Герасимов крутил роман. Тамара предпочитала держаться с достоинством, делая вид, что ничего не знает.
Анастасия Вертинская скажет об этом так: «… в браке Сергей Герасимов — Тамара Макарова было ясно, что Тамара Федоровна была всепрощающим женским началом. Одно дополняло другое — ему надо было ее опекать, защищать, он был человеком сильным. А она, наверное, просто не боролась с ним никогда — судя по ее потрясающим чертам лица, которые сохранились до глубокой старости. Там не было страшных носогубных складок, хищного выражения глаз, губ и отпечатка сожранных людей на лице. Потому что она не боролась за собственного мужа».
Единственный раз, когда выдержка изменила Макаровой, – история со студенткой Мордюковой. Герасимов снимал Нонну в «Молодой гвардии» и не на шутку увлекся. Он даже отправился на родину Мордюковой попросить благословения на брак. Мама актрисы встретила режиссера холодно, вы де, гражданин, старый, лысый, женатый. И нечего тут про развод заливать. А то, что с карьерой обещаете помочь, так если Ноннка талантливая, она и сама пробьется, без вас.
Говорят, сама Мордюкова была далеко не столь категорична, как ее родительница, и окончательно от ворот поворот режиссеру не давала. Даже несмотря на то, что за ней в то время вовсю ухаживал молодой, красивый и никому еще неизвестный Вячеслав Тихонов.
Говорят, чувства Герасимова охладило только письмо Макаровой в ЦК. После которого режиссера настоятельно попросили прекратить безобразие и не разрушать светлый образ советской семьи.
Говорят, что все это вранье и никаких писем в ЦК Макарова никогда не писала. Уж слишком она была спокойна и хладнокровна для подобных мелочных жестов. Сама Тамара Федоровна неизменно говорила, что не любит порабощенных страстью женщин, ни в кино, ни в жизни. А все романы ее супруга – временное явление.
Так и получалось: страсть заканчивалась, а отношения Герасимова и Макаровой сохранялись. Они вместе преподавали во ВГИКе, вырастили не одно поколение выдающихся актеров.
Пусть у них не было кровных детей, супруги по-отечески заботились о своих студентах: подкармливали, одевали, помогали пробиться, пристраивали в кино. Но и спрашивали с них тоже строго – за все. Гурченко, например, часто жаловалась, что Макарова с Герасимовым запрещали ей носить челку и постоянно ругали за рюшечки и оборки.
Уход
Последней работой супругов стал фильм «Лев Толстой», где в главной роли сыграл сам Герасимов, а в роли Софьи Толстой – Тамара Макарова.
Репетируя финальные сцены, суеверная Тамара Федоровна умоляла мужа не ложиться на съемках в гроб. Тот ее не послушал. И вскоре умер от сердечного приступа.
Макарова не нашла в себе сил проводить мужа в последний путь. Просто не смогла выйти из дома. Ученики вспоминали, что, попрощавшись с Герасимовым, отправились к артистке. И поразились, что она, всегда такая безупречная, была не прибрана. Актриса лежала в постели, печальная и трогательная, враз постаревшая, и, указывая в сторону кабинета мужа, повторяла: «Я знаю, что его там нет».
После смерти супруга Макарова прожила еще 12 лет. Больше она никогда не снималась в кино, но, пока могла, преподавала во ВГИКе. В конце жизни актриса выпустила книгу воспоминаний «Послесловие», где оставила строки, посвященные супругу: «Я благодарю тебя за все! И уверена, что мы непременно встретимся. Там».