Существует легенда (а, может, вовсе и не легенда), что накануне гастролей в Великобританию Юрий Тимошенко залепил лихую «пощечину» чиновнику, который принимал решение об их c Ефимом Березиным выезде за рубеж.
Один из деятелей райкома на собеседовании строго спросил у артистов: «Почему вы, знаменитые люди, еще не в рядах партии КПСС?»
«Вы оскорбляете нас таким вопросом! Пока в партии такие личности, как…(он назвал несколько фамилий), не смейте туда звать порядочных людей! Выгоните из партии всех подонков, и тогда мы сами к вам придем» — вспылил Юрий Трофимович.
Не сложно догадаться, что Англия не увидела выступление артистов, а юмористический дуэт не услышал, как отбивают время часы Биг-Бен.
Более серьезного наказания не последовало, возможно, потому, что советские граждане души не чаяли в Тарапуньке и Штепселе. Веселая отдушина — так их называл мой дедушка.
В два раза больше смеха
Артисты, долговязый Юрий Тимошенко и коротышка Фима Березин, познакомились во время учебы в Киевском театральном институте. Вместе участвовали в студенческих капустниках с юмористическими номерами.
После одного из таких концертов Тимошенко подошел к Березину со словами: «Если мы на сцене будем вдвоем, то и смеха в зрительном зале будет в два раза больше». Так начались история их творческого тандема и фантастически верная полувековая дружба.
Даже война, которую они прошли до Берлина в составе концертной бригады, не разлучила их. Более того, именно выступления в действующей армии помогли артистам сформировать стиль их творческого союза.
Юрий и Ефим в молодости
Хотя до Штепселя и Тарапуньки было еще несколько лет, дуэт придумал себе амплуа, от которого в то время все были в восторге. Это были повар Галкин (Березин) и банщик Мочалкин (Тимошенко).
Путь в звезды эстрады
В общем, когда закончилась война, это был уже профессиональный, сыгранный, слаженный, но главное дружный коллектив. Единственное, что тревожило артистов — их репертуар, обкатанный на войне перед солдатами, не очень подходил для мирного времени. Нужны были совершенно другие тексты.
Так на свет появились Тарапунька и Штепсель. Юрий и Фима понятия не имели, как их новые образы примет зритель. А он, зритель, принял, да еще как.
Для написания юмористических текстов были приглашены профессиональные писатели Роберт Виккерс и Александр Каневский (брат актера Леонида Каневского). Они написали сотни сценариев для телепередач, в числе которых были КВН и «Голубой огонек».
Остроумные и хлесткие интермедии Тарапуньки и Штепселя стали настолько народными, что зрители писали им письма с жалобами на произвол чиновников. Мол, пропесочьте их там, в телевизоре.
И они «песочили». Причем очень тонко и остроумно. Естественно дуэт работал в допустимых рамках критики того времени, но все равно руководители разных ветвей власти опасались попасть к ним на острый язык.
Из воспоминаний сценариста Александра Каневского:
«Народ их обожал, а вот чиновники не любили. Как-то перед концертом в Ужгороде к артистам подошла старушка. Сказала, что никогда не выезжала из своего села и только уговорила зятя привезти на концерт Штепселя и Тарапуньки. «Вот увидела вас живьем, теперь и умирать можно», — сказала. Погладила обоих и ушла. Даже на концерт не осталась. Да, было время… Пока был жив Фима, эпоха Штепселя и Тарапуньки еще продолжалась. Теперь они стали легендой…»
Цензура таки «сточила зубки» юмористам
В какой-то момент Трапунька и Штепсель стали настоящими народными героями. Ни один масштабный концерт не обходился без их участия. Они много снимались, их фото часто можно было увидеть в журналах тех лет. Интермедии составлялись таким образом, что текст понимали даже сельские жители глубинных районов.
К сожалению, чем популярнее они становились, тем сложнее им было выступать с тем репертуаром, который им самим нравился. Практически все тексты приходилось согласовывать с партийным руководством. Более того, представитель идеологического отдела партии везде сопровождал артистов и строго следил, чтобы те не отклонялись от утвержденного текста.
В итоге, в 1980-х годах юморески Тарапуньки и Штепселя во многом утратили былую язвительность, а шутки стали довольно пресными. Тем не менее, любовь к ним рядовых граждан страны не слабела.
Он называл ее: моя Розочка
Ефим Березин был идеальным семьянином. Его жена Розита поддерживала супруга во всем — просто подарок судьбы. Она говорила, что жена — ее главная профессия. И детей воспитывала в уважении к отцу. Приезжая на гастроли, всегда оформляла его гостиничный номер по-домашнему. Застилала привезенную с собой скатерть, ставила на стол любимую вазочку Березина.
Тот только охал: «Когда ты все успела!» В ресторане договаривалась с поваром, чтобы для Березина готовили отдельно. Он не ел жареного.
А вот Юрий был женат два раза. И вообще любил женщин. Его второй женой, а позже вдовой, стала Юлия Пашковская.
Полвека дружбы
Тимошенко и Березина все считали единым целым. Но на самом деле актеры были полной противоположностью друг друга. Возможно, именно это и позволило им так долго быть вместе. Юрий Тимошенко был эмоциональным, капризным, со взрывным характером, этакий большой мальчик, который любил есть бублики с молоком. Березин, напротив, спокойный, рассудительный и логичный, не желающий втягивать себя в авантюры.
Он гасил все неприятности, которые мог учинить Тимошенко. Как-то за день до правительственного концерта в Кремле Тимошенко, которому всегда была противна показуха, вырвал себе зуб, пришел с опухшей щекой и, конечно, сорвал выступление.
На что Березин ему философски заметил: «Ну и дурак ты, Юра. На все концерты-то зубов не хватит…»
Тимошенко быстро увлекался и так же быстро остывал — будь то с женщинами или какими-то занятиями. Мог все бросить и улететь в Сибирь ради дамы сердца. Или три месяца учить английский днями и ночами, а потом бросить и забыть.
Поэтому мозговым центром в дуэте был Ефим Березин, который знал наизусть не только реплики своего персонажа, но и слова Тимошенко, который часто их забывал.
Во время выступления Березин часто давал подсказки коллеге: «Вы, кажется, хотите спросить меня ..?»
Когда Юрия Тимошенко хоронили, Березин сказал над могилой друга: «Столько хотел сказать, но первый раз забыл текст».
Их неповторимая дружба в жизни и на сцене, их прекрасный союз «Тарапуньки и Штепселя» продержалась пятьдесят лет.
Они были неразлучны с института и до конца жизни одного из друзей. За полвека случилась лишь одна серьезная ссора. Ни Юрий, ни Фима не любили об этом вспоминать, и никто так и не знает, что произошло на самом деле. Но год они не выступали вместе. А потом поняли, что друг без друга им не работать, стали, как сиамские близнецы.
Однажды за слово «жид» в адрес Фимы Юра в Москве прямо в гостинице набил морду какому-то чиновнику. Он был очень взрывной, борец за правду.
Тимошенко и Березин так и не получили звания народных артистов СССР. Пару раз их номинировали на присвоение почетного звания, но в обоих случаях все документы для подачи необъяснимым образом исчезали. Когда стало известно, что документы собраны в третий раз, Тимошенко выразился в своем стиле: «Все, с нас хватит. Не хотим. У нас есть звания — Штепсель и Тарапунька…».
Народными Украины тоже стали не сразу. Березину мешала «5 графа», а Тимошенко отказывался брать награду один.
Без Тарапуньки не получилось Штепселя
Тимошенко очень много курил — по полторы пачки крепких сигарет в день. Эта привычка его и погубила. Осенью 1986 года дуэт уехал на гастроли в Ужгород. Там у Тимошенко случился инфаркт. Его положили в больницу. Пролежал месяц. Первого декабря должен был вместе с врачом вернуться в Киев. Но в половине одиннадцатого утра супруге артиста Юлии Максимовне позвонили и сообщили, что муж скончался. Это произошло на перроне вокзала. Несмотря на строжайший запрет, Юрий Трофимович стрельнул у кого-то сигарету. Затянулся и тут же потерял сознание.
О кончине Тарапуньки не написала ни одна из газет. Ни слова не сказали ни радио, ни телевидение. Но в день похорон возле дома, где жила семья Тимошенко, собрались тысячи людей. Стояла даже конная милиция. А люди все шли, шли…
Не стоит говорить, каким ударом это было для Березина. Не стало не просто друга, ушла часть него самого.
Оставшись без товарища и партнера, Ефим Иосифович предпринял попытку создать для себя новую реальность на сцене и даже сделал концертную программу «Штепсель о Тарапуньке». В ней Березин вспоминал забавные и печальные истории о друге, показывал отрывки из фильмов, в которых они снимались вместе. Но долго гастролировать артист не смог, ссылался на здоровье и возраст. Хотя, возможно, он просто не мог находится на сцене один.
Вынужденная эмиграция
Ефим и Розалия не собирались эмигрировать. Они просто поехали навестить детей, которые жили в Израиле. Уже на третий день пребывания в Тель-Авиве у Фимы случился инфаркт. Его быстро поставили на ноги, но врачи категорически запретили ему летать. «Делайте, что хотите, — сказали, — даже коньяк можете пить, но следующего перелета вы не переживете».
Так им пришлось остаться в Израиле. Сначала жили у детей, потом получили гражданство и отдельную квартиру.
Спустя несколько лет после отъезда умерла любимая Розалия. Ефим Иосифович страшно тяжело перенес потерю жены. Сначала ушла мама, а теперь вот Роза. У него начала прогрессировать болезнь Паркинсона, которая впервые дала о себе знать после смерти Юрия Тимошенко.
В последние годы за Ефимом Березиным ухаживала женщина-экономка, но актер не узнавал даже родных.
Легендарный «Штепсель» умер в мае 2004 года. Он пережил «Тарапуньку» на 18 лет.