Алексей Султанов. Гений-пианист, который прожил 35 лет

Алексей Султанов был, пожалуй, самым знаменитым, и уж точно самым обсуждаемым, молодым пианистом в мире. Его по праву называли гением, но, как и большинство гениальных людей, Алексей имел очень тонкую душевную организацию. Видимо, это и привело к его столь ранней кончине.



Алексей родился 7 августа 1969 года в семье виолончелиста Файзула Султанова и скрипачки Натальи Погореловой в Ташкенте. В возрасте трех лет мальчик начал заниматься музыкой со своими родителями. Когда Алексею было всего 6 лет, он начал брать уроки игры на фортепиано в Ташкенте у Тамары Попович, замечательного музыканта и наставника, которая в будущем станет одним из самых близких людей Алексея, кроме родителей.

В 1986 году Алексей был принят в Московскую центральную музыкальную школу. Его учителем в школе, а потом и в консерватории имени Чайковского стал Лев Наумов.


Алексей Султанов ворвался на международную музыкальную сцену в возрасте 19 лет. Еще обучаясь в консерватории, он приехал в Соединенные Штаты в 1989 году, чтобы принять участие в Международном конкурсе пианистов Вана Клиберна в Форт-Уэрте.

Писатель Джозеф Горовиц, который услышал его выступление на конкурсе, назвал его «настоящим диким ребенком из Ташкента, в тени Гималаев». Игра Султанова была быстрой, настойчивой, гиперэмоциональной и умопомрачительно громкой. Он так сильно стучал по клавишам при исполнении «Мефисто-вальса № 1» Ф. Листа, что струна фортепиано лопнула, но Алексей продолжал играть. А когда музыка закончилась, он низко поклонился публике, затем сделал шаг назад и указал на фортепиано, словно желая разделить внимание с коллегой-исполнителем. Зрители были в восторге от его оригинальности, и решением жюри стала — победа гениального пианиста из СССР.

Султанов получил главный приз на самом богатом американском конкурсе классической музыки — 15 000 долларов наличными, концерт в Карнеги-холле, контракт на звукозапись и туры по США и Европе. Услышав о своей победе, Султанов поднялся на сцену, взял трофей и торжествующе водрузил его над головой.

Сразу после победы на конкурсе Клиберна Алексей вышел на международную арену.

Алексея ждало головокружительное турне из 200 концертов, растянувшееся на два года. Были выступления в музыкальных залах, ток-шоу и званые обеды. Покровители тянулись к нему, понимая, что он был уникальным сокровищем — молодым, привлекательным музыкантом, одновременно страстным и востребованным.

Султанов был теперь безвозвратно захвачен машиной музыкального бизнеса и не всегда с ней справлялся. Ему нужно было отыграть концерт в Варшаве, затем сесть на самолет в Лондон, дать три радиоинтервью на английском языке, а затем отыграть еще один концерт. Для юного неподготовленного к тяжелой гастрольной жизни пианиста это были тяжелые времена. Он любил наслаждаться своей жизнью. Хотел видеть свою семью, друзей.

Завершив к 1993 году концерты, оговоренные контрактом после конкурса Клиберна, Алексей начал действовать самостоятельно с независимым менеджментом. Как и у большинства концертирующих пианистов, его карьера развивалась в постоянно меняющемся темпе. За свою карьеру он записал восемь компакт-дисков.

Любовь всей жизни…

Ее зовут Даце. С будущей женой музыкант познакомился еще в музыкальной школе, в которую поступил в 15-летнем возрасте. Она оказалась студентка из Риги Даце Абеле, обучавшаяся по классу виолончели. Их первое свидание было опасным, судьбоносным и романтичным. В Большом зале в тот вечер играл кумир Алексея пианист Горовиц Владимир Самойлович.

Толпа студентов-музыкантов хотела увидеть выступление великого человека, но у них не хватало денег на билеты.

Тогда молодые бесстрашные люди решили забраться на крышу соседнего здания, чтобы прыгать на покатую крышу концертного зала в надежде попасть внутрь.

На улице шел дождь, никто из подростков не решался совершить опасный прыжок. Первым это сделал Алексей, за ним последовала Даце, но поскользнулась и чуть не сорвалась вниз. Юный пианист подхватил ее за руку, чем спас девушке жизнь. Больше из компании прыгнуть никто не решился, а Алексей и Даце с того дня больше не разлучались.

Первый инсульт

В октябре 1995 года Алексей принимал участие в конкурсе Шопена в Варшаве. Пианист исполнил произведения в стиле старых мастеров и очаровал зал. Однако члены жюри приняли странное решение, которое возмутило Султанова. Первое место не досталось никому, а второе было поделено между Алексеем и французом Филиппом Джизиано. В знак несогласия с решением зал утроил настоящую овацию в честь Султанова, продлившуюся 40 минут.

В течение следующих нескольких месяцев пианист не давал концертов, отказывался от интервью. Обида за несправедливое решение судей настолько захлестнула Алексея, что он звонил родителям и в гневе кричал: «За что вы так поступили со мной?»

Тогда родители не придали значения звонкам, списав все на эмоциональную усталость сына. Но спустя полгода, выйдя на сцену Карнеги-Холл, Алексей внезапно почувствовал себя плохо. Позже врачи провели обследование и диагностировали инсульт.

К счастью, инсульт не нарушил его личную жизнь и график выступлений. Но вот второй инсульт оказался более тяжелым.

Второй инсульт

Несмотря на серьезную обеспокоенность музыканта собственным здоровьем, он решает принять участие в Международном конкурсе Чайковского, в 1998 году. Выступление на конкурсе Алексея Султанова стало самым значительным событием. На его конкурсных выступлениях были аншлаги, как на гастролях мировых знаменитостей. Восторженные впечатления объединяли все радикальные слои музыкальной общественности: и тех, кто безоговорочно принимал его нестандартные интерпретации, и тех, кого раздражали даже его длинные, как у библейского Самсона, волосы и экстравагантная внешность.

Случилось нереальное. Султанова в финал не допустили, несмотря на то, что технически он выступил лучше многих финалистов. Отсутствие в финале Султанова лишило конкурс пианистов всякой интриги.

Стараясь не выдавать своего подавленного настроения, музыкант занялся организацией гастролей, ездил по Европе и США, Японии (где он давно был любимцем публики, фанаты боготворили Алексея).

В феврале 2001 года у Алексея случился второй обширный инсульт. Он упал и ударился головой. Неделю спустя он перестал говорить. Причиной стала субдуральная гематома — опухолевидный сгусток крови вне кровеносного сосуда.

Хирурги американского медицинского центра поспешили удалить тромб из его мозга. Но в ту ночь же открылось еще одно кровотечение. Врачи снова спасли его от смерти.

В результате Алексей перестал контролировать левую сторону тела.

Возвращение легенды

С ослепшим глазом, прикованный к инвалидной коляске, Алексей вернулся домой, понимая, что никогда не сможет больше заниматься музыкой. Жена Даце рассказывала, что супруг отказался от прослушивания музыки – это доставляло ему огромную душевную боль.

Медленно, со многими терапиями, успехами и неудачами, Алексей начал свой путь к выздоровлению. Постепенно восстановилась способность играть на пианино правой рукой.

В 2003 году семья отмечала 35-летие Алексея, когда одна из гостей, Донна Уиттен (физиотерапевт пианиста), предложила ему сыграть несложную мелодию на фортепьяно. На удивление, Султанов согласился. В последующие месяцы Донне удалось уговорить Алешу снова начать слушать классическую музыку и бороться за жизнь и карьеру.

Когда Алексей был готов, он начал публично играть в домах престарелых, больницах, школах и церквях. Те, кто слышал его игру, были вдохновлены мужеством этого человека, который поднялся над своими ограничениями, чтобы еще раз выразить свою любимую музыку. «Никогда не сдавайся», мантра Алексея и Даце, давала надежду всем, кто их знал.

На протяжении 15 лет их совместной жизни Даце Абеле не нарушила ни одну из клятв, данных на свадебной церемонии с Алексеем: «Я клянусь быть с тобой в радости и печали, болезни и здравии, в богатстве и бедности, любить тебя и оберегать наш союз до конца жизни».

В ноябре 2004 г. Султанов стал гражданином США; на церемонии он сыграл «Прекрасную Америку». Это было его последнее публичное выступление.

Алексей Султанов скончался 30 июня 2005 года в возрасте 35 лет. 6 июля 2005 года в актовом зале Музея современного искусства Форт-Уэрта прошла специальная панихида по нему. Попрощаться с великим пианистом пришло более 150 человек, среди которых были всемирно известные пианисты Ван Клиберн, Хосе Фегали и Александр Корсантиа.

Поделиться ссылкой: