«Летят журавли» — одна из первых картин советской «новой волны». Лента режиссера Михаила Калатозова и оператора Сергея Урусевского в корне изменила привычные представления о возможностях кинематографа. Фильм признан шедевром, включен в киноантологии, эпизоды, ставшие хрестоматийными, тщательно разбираются в учебниках по киноискусству. Наряду с картинами Эйзенштейна и Тарковского, лента Калатозова «Летят журавли» — символ русского кино.
Конечно, для нас «Летят журавли» — это фильм-эпоха, который мы пересматриваем сотни раз. Но, чтобы понять истинное значение и величие этой картины, нужно почитать отзывы иностранцев.
Изысканная романтическая история о горько-сладком военном романе…
Русская актриса Татьяна Самойлова очень сильно напоминает мне молодую Одри Хепберн. И камера в «ЛЕТЯТ ЖУРАВЛИ», кажется, любит ее не меньше. Она является центром горько-сладкого военного романа на фоне Второй мировой войны в Москве.
Фильм почти поэтичен в своей великолепной черно-белой кинематографии.
Это очень трогательная история о глубокой любви девушки к мужчине, который внезапно становится солдатом, призванным в военное время в Союзе. Она не может забыть о своей романтической привязанности к нему, но почему-то выходит замуж за другого, который навязался ей, за пианиста.
Но вскоре главная героиня понимает, что все еще любит солдата и надеется получить от него известие. Ее новый брак несчастный, потому что она не может избавиться от воспоминаний о более счастливом времени со своим возлюбленным-солдатом.
К концу истории героиня принимает мысль о том, что он никогда не вернется. Есть очень трогательная финальная сцена на вокзале, где прибывающие солдаты приветствуют своих близких, а плачущая девушка разделяет радость возвращающихся солдат, даря цветы из своего букета счастливым семьям.
Стильная и яркая операторская работа – вот что держит фильм, как и честно сыгранный сюжет.
Сделано со вкусом, но, возможно, английские субтитры не рассказали всей истории, потому что некоторые элементы сюжета показались мне немного размытыми, как будто их замазали.
Подводя итог: легко понять, почему он получил награды на Каннском кинофестивале. Напомнил мне по стилю другой великий русский фильм, «Балладу о солдате».
Впечатляющий и душераздирающий роман во времена войны
Если вы ищете типичный фильм о войне, жаждите бойни и кровавых батальных сцен, то это не он. Это фильм о простых людях, с которыми случается война, и о том, какой выбор они делают, справляясь с ней.
Актерское мастерство, операторская работа, сценарий: здесь все на 10 баллов.
Настоящий шедевр кинематографа!
Давно хотел посмотреть эту романтическую драму и теперь, когда я под впечатлением, могу сказать, что это настоящий шедевр кинематографа!
Советские фильмы известны своим чрезмерно рьяным пропагандистским подходом, но, к счастью, этот лишен такого акцента. Сделан упор на трагический роман между подающим надежды художником и жизнерадостной девушкой. Их любовь перечеркнута войной, на которую он идет добровольцем и с которой никогда не вернется.
В фильме представлена действительно потрясающая операторская работа, которая чрезвычайно разумно использует экранное пространство, часто применяя отслеживание, наклоны и кадры с высокого или низкого ракурса, придает большую силу разворачивающейся эмоциональной драме.
Отдельные эпизоды особенно впечатляют. Гибель молодого человека на фронте, несомненно, одна из лучших сцен, что я когда-либо видел. Это удаляющееся солнце, символизирующее жизнь, уходящую из его тела, как он представляет себе день свадьбы, которого у него никогда не будет!
Однако также превосходна сцена, в которой главная героиня отправляется на поиски своих родителей в свой безнадежно разрушенный дом.
Учитывая безошибочное художественное качество фильма «Летят журавли», я сожалею, что пропустил знаменитый документальный фильм этого режиссера — «Я ЕСТЬ КУБА».
Шедевр из Союза
Я хотел бы предупредить вас, прежде чем вы посмотрите этот фильм. Если вы думали, что уже видели хорошую операторскую работу, будьте готовы удивиться. Для справки, этот фильм был снят в 1957 году в СССР, но техника, использованная здесь, вероятно, является чем-то, что мы видели гораздо позже в западном кино… примерно 20 лет спустя.
Уровень эмоций, которые дарит фильм сильно варьируется: счастье-любовь-война-отчаяние-радость, но в итоге вы остаетесь с чем-то совершенно уникальным: радостью от просмотра одного шедевра кинопроизводства.
Молодым режиссерам нашего времени следует больше изучать такие фильмы и, может быть, они смогут создать нечто близкое. Хотя я думаю, что такие фильмы очень трудно найти…
У советских режиссеров было нечто общее: очень маленькие бюджеты, отличные актеры и радость от творчества… и да, они способны создать больше шедевров, чем весь западный мир вместе взятый. Я не большой поклонник России, но кинопроизводство в этой части мира умудряется вызывать такие чувства, которые трудно описать.
Где этот фильм был всю мою жизнь?
Устав от современного кино, я прилагал усилия, чтобы посмотреть оскароносные иностранные фильмы. Вот тогда я и наткнулся на этот драгоценный камень. Медленное начало, оно хорошо набирает обороты после объявления войны. По сути, это старомодная история о девушке, ожидающей возвращения парня с войны, но игра актеров и безупречная операторская работа делают картину шедевром.
Почему Татьяна Самойлова в молодости не стала международной звездой после этого, мне непонятно. Вы отправляетесь в путешествие вместе с ней: юной, дерзкой, порывистой юной девушкой, которая через разрушительные последствия войны становится очень трезвой, мрачной женщиной, хранящей проблеск надежды. Где этот фильм был всю мою жизнь?