Молдавская звезда советской эстрады Мария Кодряну, потерявшаяся в 80-х

Ни для кого не секрет, что в Советском Союзе не было «поющих трусов». Все, кто выходил на эстрадную сцену или попадали в телевизионный эфир обладали великолепными голосами. Но даже при этом условии творческая жизнь многих очень талантливых певцов и певиц была недолгой.



Молдавской певице Марии Кодряну, можно сказать, повезло. Ее артистический путь был достаточно долгим, почти беспроблемным, но главное — она безумно нравилась зрителям.

Ни для кого не секрет, что в Советском Союзе не было «поющих трусов». Все, кто выходил на эстрадную сцену или попадали в телевизионный эфир обладали великолепными голосами.

Ее красивое сопрано, легкое, нежное исполнение, пробирающее до мурашек, до сих пор с особым теплом вспоминают меломаны 70-х. Вспомним и мы.

Музыкальным крестным отцом Марии можно считать самого Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.


Он увидел талантливую девочку на одном из импровизированных самодеятельных концертов, когда посещал Молдавию в рамках Декады мастеров искусств. Юное дарование настолько поразило знаменитого композитора, что он обратился напрямую к министру культуры принимавшей их страны со словами: «Этот ребенок, непременно должен учиться музыке».

Слова Шостаковича не остались без внимания. Позже он станет ее первым настоящим учителем в мире музыки. А пока судьбу Марии взял в свои руки Ефрем Абрамович Вышкауцан — известный педагог скрипичного мастерства. Он начал поиски девочки, адреса которой никто не знал, и нашел.

Ни для кого не секрет, что в Советском Союзе не было «поющих трусов». Все, кто выходил на эстрадную сцену или попадали в телевизионный эфир обладали великолепными голосами.-2

Так, благодаря настойчивости деятелей искусства Мария Кодряну поступила в школу-интернат, которая действовала при консерватории Молдавии. Девочка стала заниматься по классу скрипки у того самого педагога Ефрема Абрамовича. Однако с пением так и не смогла расстаться.

Наверное Мария стала бы хорошей скрипачкой, но судьба распорядилась иначе. В 8-м классе она травмировала руку настолько, что не могла продолжать играть на таком чувствительном инструменте. Но ее прекрасный голос остался при ней. И снова помог случай.

На одном из концертов Марию заметил Александр Броневицкий, муж Эдиты Пьехи. Композитор пригласил шестнадцатилетнюю исполнительницу в Ленинград, чтобы петь в составе ансамбля «Дружба». Она должна была заменять Эдиту Пьеху, пока та была была в зарубежных турах. Это была невероятная удача.

Так начался путь Кодряну на эстраду СССР. Мария работала в «Ленконцерте» в составе трио пианиста Симона Кагана, в джаз-оркестре И. Вайнштейна, в ансамбле Б. Бенецианова.

В Ленинграде она окончила Музыкальное училище при консерватории. Классический и эстрадный вокалы ей преподавали такие педагоги, как Генриета Аптер и Лина Архангельская.

Первые серьезные награды

В 1967 году в возрасте 18 лет Мария Кодряну завоевала Гран-при на первом международном конкурсе эстрадной песни в Сочи, где исполнила песню Александры Пахмутовой «Нежность».

Но с этим выступлением был связан неприятный конфуз.

На финальном концерте неожиданно песню «Нежность» отдали исполнять Майи Кристалинской. Это была личная просьба автора. Дело в том, что, когда Майя первой исполнила «Нежность», она снискала за нее лишь жидкие аплодисменты. Песня, как говорят сейчас, не зашла от слова совсем. Но Кристалинская не сдалась. Снова и снова певица исполняла произведение Пахмутовой на стихи Сергея Гребенникова и Николая Добронравова на своих концертах. И таки добилась признания, сделав песню хитом.

Вот за это Пахмутова и была бесконечно благодарна Кристалинской.

Но вернемся к выступлению Марии Кодряну в Сочи. Расстроенная она вышла на сцену с другой композицией. И тут случилось непредвиденное. Публика не хотела ее отпускать, скандируя «Неж-ность! Неж-ность!». После того как зрителей поддержал сидевший в зале Марк Бернес, оркестру пришлось срочно импровизировать, и песню Мария все-таки спела.

https://youtube.com/watch?v=WeJVt_Om-LY%3Fmodestbranding%3D0%26controls%3D1%26rel%3D0%26showinfo%3D1%26enablejsapi%3D1%26origin%3D

Заменила Льва Лещенко в Сопоте 1971

В годы холодной войны Советский Союз не принимал участия в музыкальном конкурсе «Евровидение». Вместо этого для социалистических стран была создана альтернативная система – «Интервидение». Этот фестиваль всегда проходил в польском городе Сопот.

В 1971 году Советский Союз в Сопоте должен был представлять Лев Лещенко. Но за неделю до отъезда в Польшу отборочная комиссия Министерства культуры СССР сообщила ему, что он никуда не едет. Официальная причина — на двух предыдущих конкурсах оба певца потерпели фиаско, поэтому теперь принято решение послать туда певицу. Неофициальная версия — польские товарищи пообещали призовое месте, если на конкурсе выступит женщина.

Счастливой обладательницей путевки в Сопот стала 23-летня Мария Кодряну из Молдавии.

Конечно, для Лещенко это стало неприятным сюрпризом. На подобные представительные конкурсы он еще не ездил.

Певец был готов во всеоружия — была отобрана песня Оскара Фельцмана и Роберта Рождественского «Баллада о красках», отпечатаны красочные буклеты с фотографией певца, даже костюм эффектный сшит – стильный комбинезон темно-вишневого цвета.

А вот Кодряну, по объективным причинам, оказалась совершенно не готова к выступлению, и ей потребовалось дополнительное время на репетицию в Сопоте. Замена Лещенко не принесла советскому искусству большого успеха — Мария заняла лишь 4 место.

Ни для кого не секрет, что в Советском Союзе не было «поющих трусов». Все, кто выходил на эстрадную сцену или попадали в телевизионный эфир обладали великолепными голосами.-3

Но Лещенко исправил ситуацию в следующем году, взяв первый приз в Сопоте-1972 . Тогда сам Сергей Лапин протежировал артиста. По сложившейся практике того времени, один и тот же исполнитель не мог участвовать в течении одного года в двух или более Международных эстрадных конкурсах. А Лещенко недавно вернулся из Болгарии, где участвовал в Международном конкурсе «Золотой Орфей-72». Это правило было нарушено.

Затишье 80-х

В 1977 году при Молдгосфилармонии было создано ВИА «Букурия», солисткой которого стала Кодряну. В этом же году она вышла замуж за саксофониста, композитора и аранжировщика Александра Бирюкова.

В конце семидесятых годов семья переехала в Москву, где оба работали в «Москонцерте». У пары родилось двое детей: дочь Ольга и сын Александр.

В 1978 году певица еще много гастролировала. Она побывала с концертами в Сирии, Ираке, Ливане, Германии, Чехословакии, Румынии, Венгрии, Монголии, Израиле, Японии, Австрии, Соединенных Штатах Америки и других странах.

Но в начале 80-х сценическая карьера Марии Кодряну как-то резко обрывается. Ее не видно на экранах телевизоров, не слышно на конкурсах.

Возможно, поэтому певица решила получить еще одно образование, чтобы реализовать себя в другой профессии. В 1986 году она окончила режиссерский факультет Государственной театральной академии в Москве.

Ни для кого не секрет, что в Советском Союзе не было «поющих трусов». Все, кто выходил на эстрадную сцену или попадали в телевизионный эфир обладали великолепными голосами.-4

В годы перестройки следы прекрасной певицы Марии Кодряну и вовсе теряются — то время было не самое лучшее для всех видов искусства.

Но в 2001 году Кодряну дала несколько концертов в Нью-Йорке на площадке «Millenium». А в 2005 году выпустила два компакт-диска, на которых были записаны ее лучшие песни: «Имена на все времена» и «Золотая коллекция ретро».

Сегодня любимой певице 70-х 75 лет. Желаем Марии Петровне Кодряну и ее семье счастья, здоровья и благополучия!

Поделиться ссылкой: