Простому зрителю, не знакомому с особенностями арт рынка часто кажется, что подделка картин – это когда копируют 1 в 1 уже что-то существующее и потом пытаются продать это втридорога какому-нибудь богатому «лоху». Конечно, такая история, возможно, могла когда-то с кем-то произойти, но в основном фальсификаторы «трудятся» по другим схемам.
Самые «рабочие» варианты
Перелицовка
В общих чертах это когда картину менее известного художника с помощью небольших косметических правок (исправление подписи, закрашивание небольших неподходящих объектов) выдают за произведение более успешного коллеги. Главный нюанс – желательно, чтобы оба художника жили в одно время и тематика их произведений была схожей.
Внезапная находка
Продажа «малоизвестной» картины художника «второго-третьего ряда». Мошенник пытается подделать картину достаточно известного (но обязательно не культового) художника в его манере и стиле.
Популярность такого рода подделок объясняется тем, что достаточно часто творчество таких художников не изучено на 100% и шанс наткнуться на неизвестную работу, завалявшуюся в какой-нибудь коллекции, достаточно велик. Именно в таком стиле подделок произведений искусства и прославился наш «герой» — Вольфганг Бельтракки.
Итак, будущий маэстро родился в Хекстере – небольшом провинциальном городе в Германии. Фамилия его при рождении была – Фишер. Бельтракки он станет немного позже.
Высшее академическое художественное образование он не получил, однако в детстве обучался в художественной школе города Аахена. И, что более важно, отец его работал реставратором и художником-монументалистом.
Будучи ребенком, Вольфганг часами смотрел на работу отца, понемногу впитывая приемы и технику работы с живописью, которая пригодится ему в будущем. По словам самого Вольфганга — свою первую подделку он создал в 14 лет. В то время его «жертвой» стал сам маэстро Пикассо. Причем отец, не увидел в этом ничего плохого и даже помогал сыну постигать азы своего мастерства.
Будущий фальсификатор в молодости много путешествовал по Европе, баловался запрещенными препаратами, в общем отрывался в меру сил и возможностей. Однако его всегда привлекала живопись. Он даже какое-то время вместе с компаньоном владел небольшой галереей. Однако они вскоре разругались и выясняли отношения в суде.
Бельтракки работает на том месте на котором предположительно Макс Эрнст создал картину «Ангел домашнего очага».
Но работа в галерее дала аферисту много полезной информации, связей в арт мире и других полезных навыков.
И вот тут в его жизни появилась она – та самая «роковая женщина», которая поняла непризнанного гения и вдохнула в него новые идеи с помощью которых Вольфганг смог прославиться и разбогатеть.
Его музу звали Хелен Бельтракки. Вместе они смогли придумать и долгое время поддерживать «на плаву» очень добротный механизм поставки поддельных «шедевров» на арт рынок.
Хелен Бельтракки и Вольфганг
До встречи с Хелен, Вольфганг уже не раз опробовал ремесло подделок. Но это были скорее редкие эксперименты, чем поставленное на конвейер производство. Например, ему удалось подделать «перелицовкой» несколько пейзажей 18 века. А, чтобы поднять им цену – он дорисовал туда несколько фигур людей.
Сделал он это потому, что еще от отца знал, что картины этого периода с людьми на пейзаже ценятся дороже обычного пейзажа. План удался и с этого момента Вольфганг стал промышлять подобными подделками «набивая руку» и мастерство.
Но, чтобы выйти на по-настоящему большие деньги требовалось выйти на более серьезные рынки продаж нежели редкие сделки с одиночными коллекционерами и случайными покупателями.
Чтобы выйти на этот уровень, требовалось помимо качественно сделанной подделки, предъявить историю происхождения полотна. Так называемый «провенанс».
Вот тут-то чете Бельтракки и пришла в голову гениальная идея. Они создали и раскрутили легенду о двух частных коллекционерах искусства начала 20-го века. Это якобы были Вернер Егерс и Вильхельм Кнопс, которые приходились дедушками участников новоявленной банды поддельщиков. На самом деле, конечно же, давно умершие родственники, ничего не коллекционировали.
Хелена Бельтракки когда-то работала консультантом-антикваром в киностудии Кельна и обладала огромным количеством связей в арт рынке. Вольфганг к этому времени достиг вершин своего мастерства и уверенно мог работать в стилях многих известных художников якобы входивших в коллекции умерших родственников. Особенно хорошо ему удавались работы Людвига Кирхнера, Макса Эрнста, Макса Пехштейна, Фернана Леже.
«Мастер» писал очередной шедевр, его жена в это время создавала «доказательства» — например, одевала бабушкино платье и фотографировалась в «старинном» интерьере на фоне вновь обретенного шедевра на старый фотоаппарат.
Фотографии прилагались к письмам и распискам «родственников» о том, что это подлинники. Эта схема, новая на момент ее использования, довольно успешно существовала долгое время.
Чета арт кидал и несколько их подельников (в том числе сестра Хелены) ни в чем себе уже не отказывали и жили на всю катушку, покупая недвижимость по всему миру, путешествуя и отдыхая в лучших уголках мира.
Конец эпохи фальсификатора
Но всему приходит закономерный конец. И произошло это по словам самого Бельтракки из-за его лени. За все годы «работы» он создал сотни подделок и до мелочей знал технологию их создания. Знал он и то, что картины часто проходят тщательную проверку в том числе и по химическому составу. Поэтому для написания картин он использовал только ту краску, с которой работал подделываемый автор.
Для этого он постоянно посещал «блошиные рынки», антикварные склады и прочие места, где можно приобрести старинные ингредиенты для создания фейков.
Но вот, когда он писал «Красную картину с лошадьми» рейнского экспрессиониста Генриха Кампендонка (Heinrich Campendonk) – у него закончились титановые белила 10-15-х годов 20-го века.
Бельтракки поленился остановить работу и решил, что разок можно использовать белила 30-х. Всего-то 15-20 лет разницы… Сказано сделано, работа ушла в руки нового «лоха». И так бы все и осталось, но в 2006 году, картина всплыла на аукционе Lempertz. И там ее приобрела за два с половиной миллиона евро анонимная фирма «с русским капиталом», зарегистрированная на Мальте. Судя по всему русский владелец оказался опытным и осторожным инвестором, поскольку сразу после покупки заказал и искусствоведческую и химическую экспертизу работы.
И увы – вся империя Бельтракки рухнула в одночасье. Экспертиза однозначно доказала, что такой тип белил еще не производился в 1914 году.
За этим открытием последовало расследование и череда скандалов. Многие работы были отданы на повторные экспертизы. Однако, очень большому количеству игроков рынка было не выгодно громкое и полное разоблачение всего объема подделанных работ. В обмен на сотрудничество со следствием всей банде фальсификаторов дали небольшие сроки от полутора до 6 лет.
Сам Бельтракки в 2011 году получил шесть лет тюрьмы, но чувствовал себя в заключении довольно вольготно.
Всего же в суде были доказаны лишь 14 подделок. Вопрос об остальных подделанных «шедеврах» ушел на второй план, к огромному сожалению следствия.
Интересный факт: Бельтракки разработал обложку восьмого студийного альбома группы «Enigma» (The Fall of a Rebel Angel 2016г.)
Сам Бельтракки, со свойственной ему бизнес жилкой, смог использовать ситуацию в свою пользу. Он еще в тюрьме написал несколько книг и постоянно раздавал интервью всем интересующимся, разумно умалчивая о нераскрытых подделках. И к моменту освобождения был уже достаточно известным самостоятельным художником. В наше время он продолжает творить уже под своим именем, устраивая свои выставки и периодически участвуя в различных шоу.
Использованы фото из открытых источников, а также скриншоты из фильма о Бельтракки (Beltracchi The Art of Forgery).