Помогала родителям найти своих детей и травила коллег. Светлые и темные стороны Агнии Барто

Стихи Агнии Барто знают и помнят все дети, воспитывавшиеся в СССР. Да и сейчас, несмотря на обилие иностранной литературы для малышей, мамы по традиции читают своим отпрыскам стихи про бычка и мишку, у которого оторвали лапу. Об их авторе, впрочем, наверняка знают непростительно мало — между тем, в автобиографии Барто так много интересного, что по сценарию ее жизни легко снять целый фильм.



Семья и настоящее имя

Агния Барто родилась в зажиточной еврейской семье. Ее родители Лев Волов и Мария Блох. Новорожденную малышку назвали Гетель, а фамилия у нее была отцовская – Волова. Гетель Волова жила под своим именем до замужества.

Московский ветеринар Лев Волов, отец Гетель, тщательно следил за качеством образования девочки. В их доме привычно заливались канарейки, а семейными вечерами вслух читались стихи классиков. Глава семьи слыл опытным ценителем искусства, поэтому походы в театр были привычным досугом. Особенно – на балет. Папа мечтал видеть Гетель на сцене, исполняющей главный партии в спектаклях.


Надо сказать, Гетель была очень пластичной и артистичной девочкой, поэтому родители настояли, чтобы она поступила в балетное училище.

Однако в свободное от занятий хореографией время, девушка зачитывалась Владимиром Маяковским и Анной Ахматовой, записывая в скромную тетрадь и свои первые творения.

Балетная карьера, увы, не сложилась. Через какое-то время танцевальный коллектив Барто эмигрировал за границу, а девушка осталась в Москве.

Два брака Агнии

Первый раз Агния Львовна вышла замуж, едва ей исполнилось 18. Обаятельный поэт Павел Барто с англо-немецкими корнями занимался в студии своей тёти, легенды балета Лидии Нелидовой. Туда же ходила и Агния. Симпатичный юноша привлекал внимание многих его соучениц, но выбрал он «ахматовскую» Агнию. Точнее: пока все строили Паше глазки, Агния сама построила Пашу. Такой уж у неё был характер. К тому же у пары была общая страсть – поэзия.

После свадьбы у Гетель Волова начала публиковаться под псевдонимом Агния Львовна Барто.

Пока Агния с мужем сочиняли вместе стихи и разговаривали о будущем и литературе, всё шло хорошо. Но после рождения сына Эдгара (Гарика) наедине друг с другом новоиспеченным родителям становилось все тоскливее день ото дня.

Кроме того, все возрастающая слава жены, которая писала «несерьезные стишата» раздражала супруга Агнии и обижала. Поэтому уже через шесть лет супружества Павел оставил свою избранницу, и даже рожденный в браке сын Эдгар не смог удержать обиженного мужчину.

Впрочем, существует и другая версия. Это Агния ушла от мужа, который достал ее упреками и ревностью к литературным успехам жены. Барто писала стихотворения всю свою жизнь, и плоды ее творчества знают дети многих поколений, а вот сочинения бывшего мужа едва ли знакомы узкому кругу лиц. Да и это не точно.

Тем не менее, Агния сохранила фамилию Барто, но всю оставшуюся жизнь, которую провела с другим мужчиной.

Через 6 лет брака Агния встретила человека, который стал главной любовью ее жизни.  Новым избранником поэтессы стал ученый-энергетик Андрей Щегляев. От второго мужа у Агнии родился второй ребенок — дочь Татьяна. Андрей Владимирович считался одним из самых авторитетных специалистов Советского Союза по паровым и газовым турбинам. Он работал деканом на энергомашиностроительном факультете МЭИ, и имел прозвище «самый красивый декан Советского Союза».

У них с Барто в гостях часто бывали музыканты, писатели, актеры — миролюбивый характер Агнии Львовны стягивал к себе как магнитом самых разных людей. Она была близкой подругой Фаины Раневской и Рины Зеленой, а в 1940 году даже написала сценарий комедии «Подкидыш».

Агния Барто – становление писательницей

Становление Агнии Барто как писателя совпало с бурным развитием детской литературы в СССР.


Есть красивая история о том, как А. В. Луначарский (в то время нарком просвещения) пришел на выступление выпускников балетной школы Л. Р. Нелидовой, где юная поэтесса занималась. На выпускном Агния не только станцевала, но и прочитала стихотворение собственного сочинения «Похоронный марш». Ничего грустного в произведении со столь говорящим названием Луначарский не увидел, его, наоборот, выступление девочки развеселило. Он посоветовал Агнии писать веселые стихи и пригласил в Наркомат просвещения.

Но поворотным моментом стала для неё встреча с Маяковским на вечере детской литературы. Тот сказал ей и двум другим молодым поэтессам про детей в зале: «Вот это аудитория! Для них надо писать!». Эти слова полностью определили дальнейшую творческую биографию Барто.

В войну семья Агнии Барто была в эвакуации в Свердловске вместе с мужем. Там поэтесса устроилась на завод простым токарем, считая, что таким образом принесет больше пользы родине. За время на заводе она успела получить 2-й разряд. Премию, полученную во время войны, она отдала на строительство танка.

Потеря сына

В столицу Агния Барто вернулась в 1944 году, и жизнь постепенно возвращалась в привычное русло − сын Гарик и дочь Татьяна опять начали учиться, хозяйство по-прежнему вела домработница Домаша. Все с нетерпением ждали, когда закончится война.

4 мая 1945 года стоял солнечный день. Гарик, вернувшись пораньше домой, решил прокатиться на велосипеде. Агния Львовна не возражала. Казалось, ничего плохого не могло случиться в тихом Лаврушинском переулке. Но велосипед Гарика столкнулся с выехавшим из-за угла грузовиком, и юноша упал на асфальт, ударившись виском о бордюр тротуара. Смерть наступила мгновенно. Подруга Барто Евгения Таратута вспоминает, что Агния Львовна в эти дни полностью ушла в себя. Она не ела, не спала, не разговаривала. Праздника Победы для нее не существовало.

Гибель сына внешне не повлияла на ее творчество. Агния Львовна писала все те же привычные стихи, в которых действовали обыкновенные дети, похожие на ребят с соседнего двора. Вместе с тем некоторые исследователи ее творчества утверждали, что личная трагедия сделала Агнию Барто недоброй и в текстах, и в гражданской позиции.

Найти человека

В послевоенные годы Агния Львовна стала организатором огромного по своей массовости движения в СССР по поиску разлученных во время войны семей. Она предложила разыскивать потерявшихся родителей по детским воспоминаниям. Через программу «Найти человека» на радио «Маяк» удалось соединить 927 разлученных семейств. Барто потоком шли письма, она стала культовой фигурой. Первая книга прозы писательницы называется «Найти человека».

Многие считают, что спасением детей Барто пыталась как-то утихомирить боль от потери сына.

Барто всю жизнь прожила под страхом потери второго ребенка. Свою единственную дочь Агния Львовна боялась потерять, и чрезмерно опекала. Даже переехала жить к ней после свадьбы Татьяны, тревожась за судьбу девушки.

Травля коллег по цеху

Кроме того, что Агния Львовна была великолепной поэтессой и писателем, увы, она печально известна в литературной среде за участие в травле писателей и артистов.

Агния Барто была всю жизнь предана идеям социализма и коммунизма, поэтому всегда осуждала «антисоветчиков». Благодаря подобным взглядам поэтессы, ее пригласили как эксперта на процесс над писателями Андреем Синявским и Юлием Даниэлем. Барто, как и многие другие писатели того времени, подчеркивала, что их сочинения носят ярко выраженный «антисоветский характер». Впоследствии писателей отправили в лагеря.

Жёсткой критике Агния Барто подвергла в тридцатых и своего учителя Корнея Чуковского. Потом, много лет спустя, в 1974 году, поэтесса выступала за исключение из Союза Писателей его дочери, Лидии Чуковской. Притом, что поразило саму Лидию, приводила ей в пример её же отца — мол, он был добрым и светлым человеком, а вы злая… А ведь в 1944 году отец Лидии, придя с похожего заседания, где его песочили в хвост и в гриву, сказал дочери, что Барто была «ниже всех». В это трудно поверить, вспоминая, как Гагарин говорил, что первые стихи о добре были в его жизни — стихи Барто. Но из песни слов, увы, не выкинешь.

Союз писателей, официально основанный в 1934 году, был единственным разрешенным объединением литераторов. Позднее авторов, которые не состояли в Союзе, запретили публиковать. Если литератора из Союза исключали, это фактически означало, что у него отбирали способ заработка — в советских изданиях и издательствах он больше публиковаться не мог.

Барто была среди тех, кто решал судьбы неугодных творцов.

Вот такой неординарной и неоднозначной была поэтесса Агния Барто. Но ее стихи мы будем помнить всегда.

«Наша Таня громко плачет…»

Поделиться ссылкой: