Рыбников и Румянцева с трудом играли любовь, зато ссорились в кадре почти по-настоящему. Фильму «Девчата» 60 лет

«Поговорим, брат», «Как стать счастливым», «И на Тихом океане», «Комета»… Все эти, не особенно известные широкому зрителю, фильмы объединяет одно — их снял кинорежиссер, который 60 лет назад подарил нам мега популярную картину под названием «Девчата». Этот фильм стал самым звездным в карьере Юрия Чулюкина, переплюнуть свой же успех, к сожалению, он так и не смог.

Кадр из фильма «Девчата», кинокомпания «Мосфильм», 1961 год, режисер Юрий Чулюкин.
Кадр из фильма «Девчата», кинокомпания «Мосфильм», 1961 год, режисер Юрий Чулюкин.

Но это неважно. Даже, если бы он снял только «Девчат» мы, все зрители и поклонники этого фильма, все-равно вспоминали бы его имя с огромной благодарностью. Потому что «Девчата», — это кинокартина, которая дарит тепло и уверенность в том, что чудеса на свете все-таки случаются. Иначе как объяснить, что самый красивый и желанный мужчина в поселке лесорубов влюбляется в маленькую, ничем, кроме своей харизмы, не выдающуюся девушку, отказываясь от отношений с местной красоткой и модницей.

Кадр из фильма «Девчата», кинокомпания «Мосфильм», 1961 год, режисер Юрий Чулюкин.
Кадр из фильма «Девчата», кинокомпания «Мосфильм», 1961 год, режисер Юрий Чулюкин.

Впрочем, любовные сцены давались главным героям очень тяжело, потому что в реальной жизни Рыбников не видел в Румянцевой привлекательную для себя женщину.

Но, давайте обо всем по порядку.



Как рождались «Девчата»

Фильм снят по одноименному произведению писателя Бориса Васильевича Бедного.

В 1961 году повесть «Девчата» была напечатала в «Роман-газете», где ее прочитал Юрий Чулюкин и буквально загорелся идеей снять по ней художественный фильм и обязательно со своей женой Натальей Кустинской в главной роли. Такой вот подарок любимой жене.

Юрий Чулюкин с супругой Натальей Кустинской
Юрий Чулюкин с супругой Натальей Кустинской

Комедия «Девчата» снималась в рекордно короткие сроки. Киношное начальство комедию утвердило со скрипом, мол, лента «чересчур бытовая и мелковатая для советского экрана». Какая-то нелепость: Тося с косичками, лесоруб сердечными делами мается. Лучше б с той энергией лес валил! Анфиса — та вообще… Подвиг человека труда показан поверхностно, фильм «не в ногу».

Кадр из фильма «Девчата», кинокомпания «Мосфильм», 1961 год, режисер Юрий Чулюкин.
Кадр из фильма «Девчата», кинокомпания «Мосфильм», 1961 год, режисер Юрий Чулюкин.

Впрочем, если посмотреть историю возникновения и выхода в свет всех любимых зрителем фильмов, то едва ли найдется тот, который был моментально принят бездушной советской цензурой. Мы даже представить себе не можем, сколько «полочных фильмов» до сих пор храниться в киношных фондах. Так что «Девчатам» крупно повезло, и нам заодно.


Фильм вышел на экраны в 1962 года и был принят зрителями на «ура». И режиссер-постановщик Чулюкин, и Борис Бедный, которому к тому времени уже было 45 лет, праздновали свой первый настоящий успех в карьере. Оба они будут стремиться к тому, чтобы хотя бы его повторить. Но, увы, такие сценарии и фильмы рождаются один раз в сто лет.

Кадр из фильма «Девчата», кинокомпания «Мосфильм», 1961 год, режисер Юрий Чулюкин.
Кадр из фильма «Девчата», кинокомпания «Мосфильм», 1961 год, режисер Юрий Чулюкин.

Для Бориса Васильевича это станет настоящей творческой трагедией. Повесть оценили, но плодовитый автор Борис Бедный в сознании читателей оставался автором одной книги. Он очень много писал, но «повторить» не удавалось. Коллеги и критики не говорили прямо, но подразумевали: хорошо, но не «Девчата».

Актеры, которые очень хотели сыграть роли, но не сыграли

С подбором актеров на главные роли получилась целая «Санта-барбара».

Как уже говорилось выше, картина задумывалась специально под актрису Кустинскую, которая тогда считалась одной из самых ярких красавиц советского кинематографа, этакой доморощенной Брижит Бардо. Чулюкин сделал Наталье прекрасные кинопробы, готовясь к которым актриса нарисовала себе веснушки, заплела косички, подтянула скотчем носик и даже изменила походку, чтобы казаться смешной и нелепой!

Наталья Кустинская
Наталья Кустинская

Однако одного желания и воли режиссера для утверждения актеров в советские времена было мало. Тогда всю съемочную группу согласовывал художественный совет киностудии. Так вот, худсовет, отсмотрев кинопробы Кустинской, категорически забраковал ее кандидатуру, несмотря на просьбы режиссера. Даже с веснушками и вздернутым носиком она все равно была красоткой, этакой столичной штучкой.

В итоге выбирали между Валентиной Малявиной и Надеждой Румянцевой.

Валентина Малявина
Валентина Малявина

Однако руководитель проекта Михаил Ромм, увидев на пробах Надежду, которая шутила, искрилась энергией, с кем-то сдружилась, с кем-то поссорилась с присущей ему категоричностью сказал: «Играть роль будет эта пичуга».

Съемки уже начались, а Чулюкин все не смог признаться жене, что ему пришлось отдать главную роль другой актрисе. Кустинская узнала правду случайно от знакомого кинооператора. Говорят, устроила мужу грандиозный скандал.

Она-то считала, что роль у нее в кармане! Да и вообще, когда Наталья давала согласие на брак (она честно призналась Чулюкину, что не испытывает к нему пылких чувств), была уверена: ну уж теперь, с мужем режиссером, у нее не будет проблем с ролями. Но Чулюкин снял ее только в одной своей картине («Королевская регата»), да и то фильм признали не слишком удачным, премьера прошла достаточно тихо.

Кадр из фильма "Королевская регата", реж. Юрий Чулюкин
Кадр из фильма «Королевская регата», реж. Юрий Чулюкин

Актриса так и не простила мужу то, что ему не хватило, ни воли, ни влияния отстоять ее в «Девчатах» и через четыре года после выхода картины на экраны супруги развелись.


Еще один любящий муж пытался пристроить свою жену на роль в «Девчатах»

Николай Рыбников очень хотел добиться того, чтобы роль красотки Анфисы сыграла его супруга Алла Ларионова. Он буквально умолял членов комиссии отдать ей эту роль. Но к тому времени уже была утверждена Светлана Дружинина и Чулюкин менять ничего не захотел и худсовет его в этом поддержал. На всем протяжении съемок Рыбников очень холодно относился к Дружининой, видя в ней не коллегу по площадке, а соперницу жены. Вот это любовь.

Николай Рыбников с супругой Аллой Ларионовой
Николай Рыбников с супругой Аллой Ларионовой

Кстати самого Рыбникова Чулюкин в своей картине не видел.

Он делал кинопробы с Вячеславом Шалевичем и Юрием Беловым, пытаясь понять, кто из них органичнее смотрится в роли Ильи Ковригина.
Сам режиссер утвердил Владимира Трещалова, знакомого нам по роли Сидора Лютого из «Неуловимых мстителей».

Вячеслав Шалевич
Вячеслав Шалевич

Юрий Белов
Юрий Белов

Но Юрий Степанович зря старался. От руководства киностудии пришло безапелляционное распоряжение, обсуждать которое было бессмысленно: на роль Ильи без всяких проб должен быть утвержден Николай Рыбников. И это несмотря на то, что его герой — парень достаточно молодой, а самому актеру на тот момент исполнилось тридцать.

Кадр из фильма «Девчата», кинокомпания «Мосфильм», 1961 год, режисер Юрий Чулюкин.
Кадр из фильма «Девчата», кинокомпания «Мосфильм», 1961 год, режисер Юрий Чулюкин.

Более того, рыбников на тот момент был слишком упитанным для образа советского лесоруба, выполняющего тяжелую работу. Но актер приложил столько сил, чтобы выбить себе эту интересную, по его мнению, роль, что совершил невозможное — за предельно короткий срок Николай похудел на целых двадцать килограммов!

Идеальную Анфису искали долго. На эту роль пробовали и Клару Лучко, и Валентину Лановую. Но утвердили Светлану Дружинину. Когда же первый отснятый материал попал на глаза руководству Мосфильма, режиссеру Чулюкину велели актрису заменить — слишком красивая эта Дружинина, мол, не поверит никто, что от такой девушки Илья мог сбежать к пигалице Тоське.

Валентина Лановая
Валентина Лановая

Клара Лучко
Клара Лучко

За Дружинину заступились все актрисы из «Девчат». Они уже подружились, сработались и другую Анфиску себе не представляли. Ситуацию спас художественный руководитель фильма Юлий Райзман. Он подсказал режиссеру, как смягчить сногсшибательный эффект, который производила Светлана Дружинина — нужно просто убрать все ее крупные планы.

Кадр из фильма «Девчата», кинокомпания «Мосфильм», 1961 год, режисер Юрий Чулюкин.
Кадр из фильма «Девчата», кинокомпания «Мосфильм», 1961 год, режисер Юрий Чулюкин.

Такая сильная… нелюбовь

На момент съемок в «Девчатах» Рыбников был уже известным и уважаемым актером, любимцем публики, прямо как лесоруб Илья в своей бригаде. Однако уверенная в себе Надежда совершенно не собиралась прогибаться под авторитет Николая Николаевича. Она искренне считала, что имеет право голоса. «В конце концов, фильм-то ведь называется „Девчата“? Почему это на съемочной площадке столько внимания актеру мужского роду-племени?» — возмущалась она.

Кадр из фильма «Девчата», кинокомпания «Мосфильм», 1961 год, режисер Юрий Чулюкин.
Кадр из фильма «Девчата», кинокомпания «Мосфильм», 1961 год, режисер Юрий Чулюкин.

О том, какие баталии разгорались между Николаем Рыбниковым и Надеждой Румянцевой, до сих пор ходят легенды. Николай Николаевич частенько взрывался на Румянцеву, из-за чего потом у него случались стычки с режиссером.
Теперь понятно почему сцена в клубе, где по сценарию Илья Ковригин знакомится с дерзкой поварихой Тосей, получилась исключительно правдивой.

Кадр из фильма «Девчата», кинокомпания «Мосфильм», 1961 год, режисер Юрий Чулюкин.
Кадр из фильма «Девчата», кинокомпания «Мосфильм», 1961 год, режисер Юрий Чулюкин.

Все конфликтные сцены получались с первого дубля, а вот любви и романтики в кадре с первого раза не получалось практически никогда. Многие кадры постоянно приходилось переснимать настолько явно была заметна на экране ненависть между главными, вроде как сильно любящими друг друга героями.

Кое-что еще интересное о «Девчатах»

Актриса Инна Макарова не пришла на премьеру, потому что очень сильно обиделась на режиссера. Тот вырезал сцену с ее участием, которую она считала важной. По сценарию, ее героиня Надя Ерохина не испытывала чувств к Ксан Ксанычу, а встречалась с ним, только чтобы не остаться в старых девах. Но, подслушав разговор Ильи и Тоси, решает разорвать с ним отношения, чтобы все же испытать настоящую любовь. Сцену отсняли, но при монтаже Юрий Чулюкин посчитал ее слишком серьезной для комедийного фильма и без сожаления вырезал.

Кадр из фильма «Девчата», кинокомпания «Мосфильм», 1961 год, режисер Юрий Чулюкин.
Кадр из фильма «Девчата», кинокомпания «Мосфильм», 1961 год, режисер Юрий Чулюкин.

Последнюю сцену, где главные герои «уже и днем сидят» снимали в Ялте в тридцатиградусную жару. Съемки приходилось то и дело останавливать, чтобы стереть пот с лиц актеров.

Кадр из фильма «Девчата», кинокомпания «Мосфильм», 1961 год, режисер Юрий Чулюкин.
Кадр из фильма «Девчата», кинокомпания «Мосфильм», 1961 год, режисер Юрий Чулюкин.

И другие зимние сцены снимали в августе в небольшом поселке Оленино, что в Тверской области. Несчастным актерам приходилось в полуденную жару мучиться в теплых тулупах и шапках. Пот с них лил градом, но чего не сделаешь ради искусства!

А вот на Урале, в поселке Бобровка съемочная группа наоборот ощутила всю «прелесть» тридцатиградусных морозов. Снимали быстро, потому что ни люди, ни техника не выдерживали. С Николаем Рыбниковым даже произошел неприятный инцидент. В сцене, где Тося приносит лесорубам обед, актер экспромтом облизывает ложку и его язык моментально к ней прилипает. Как настоящий мужчина, он отрывает ее прямо на «живую».

Кадр из фильма «Девчата», кинокомпания «Мосфильм», 1961 год, режисер Юрий Чулюкин.
Кадр из фильма «Девчата», кинокомпания «Мосфильм», 1961 год, режисер Юрий Чулюкин.

Исполнительница роли Тоси Надежда Румянцева, прозванная Чарли Чаплиным в юбке, получила приз за лучшую женскую роль на международном фестивале в Мар-дель-Плата.

Как здорово, что у нас есть «Девчата». Пойду пересмотрю.

Поделиться ссылкой: