Почти 40 лет он руководил Театром им. Ленсовета, и 20 лет из них его женой и примой этого театра была Алиса Фрейндлих. Семейный и творческий тандем режиссера и актрисы был настолько гармоничным, что уже никто не представлял их порознь.
На спектакли Владимирова с Фрейндлих в главной роли невозможно было достать билеты, но режиссер едва не разрушил кинокарьеру супруги и не смог сохранить их брак.
Алиса Фрейндлих служила в театре имени Комиссаржевской, когда в конце 1950-х туда пригласили Игоря Владимирова поставить спектакль «Время любить». Но в тот момент они только и смогли оценить творческие способности и таланты друг друга. Игорь Владимиров отметил для себя, насколько хороша Алиса Фрейндлих, как легко она входит в образ и умеет захватить внимание зрителя с первых секунд своего появления на сцене. В свою очередь, актриса обратила внимание, что у Владимирова очень неординарный подход к постановке.
За первым спектаклем, поставленным в театре имени Комиссаржевской, последовал второй, «Случайные встречи», а совместная работа очень быстро привела к появлению взаимной симпатии, а затем и более серьёзных чувств.
Новая прима Ленсовета и новые чувства
А в 1960 году Игорь Владимиров перевелся в театр имени Ленсовета, со временем став его художественным руководителем и полностью обновив состав труппы, понимая, как важно «зажигать» новые звезды.
Переманив Алису Бруновну, режиссер стал создавать репертуар в расчете на новую приму. Ему удалось уловить индивидуальность и специфику актёрского таланта Фрейндлих. Главные роли во всех своих постановках режиссер отдавал ей, стараясь раскрыть все грани ее незаурядного таланта.
Игорь Владимиров был старше Алисы, уже на тот момент имел репутацию ловеласа, оба были несвободны, но это не помешало вспыхнувшим чувствам.
Они поженились почти сразу, несмотря на разницу в возрасте.
«Игорь Владимиров взял меня всем. Был старше на 16 лет, мудрее, а чувство юмора просто ошеломило меня», – вспоминала актриса.
В 60-е театр Ленсовета находился в упадке, но Владимиров буквально вдохнул в него жизнь. Он сам искал свежие таланты, переманивал актеров из провинций и работал сутками. Ученики боготворили постановщика, ценили как преподавателя и уважали. Владимиров взрастил почти пять поколений артистов.
«Он все делал талантливо: играл на сцене, проживал жизнь, учил студентов, водил автомобиль, ухаживал за женщинами, выпивал. Он учил и нас фанатично, самозабвенно отдаваться профессии и жизни», — рассказывал Сергей Мигицко. Режиссер успевал сниматься в кино, пробовал себя в качестве сценариста и строил отношения прямо в стенах театра.
По словам Алисы Бруновны, Владимиров многое сделал и для нее в профессиональной сфере: «Считаю, именно благодаря Игорю Петровичу состоялась как актриса – он помог мне раскрыться в творчестве… Когда мы встретились, я была абсолютно белым листом во всех житейских отношениях. Как актриса-то уже сформирована, много играла, будь я незаметным пятнышком, он меня не позвал бы в театр. Он был большой умница, с потрясающим чувством юмора. Мне было интересно – я жадно, как губка, впитывала все, что он знал, умел, мог, чем был богат. И я не боялась выходить за него замуж, потому что мне все в нем было интересно, мне было чему у него поучиться».
Впрочем, этот театрально-семейный союз был важен для обоих. Они растили театр имени Ленсовета, как собственное дитя, черпая в творчестве силы и вдохновение, подпитывая личные чувства профессиональной страстью.
Их приход в Театр им. Ленсовета ознаменовал начало новой эпохи в жизни этого театра, возле касс выстраивались длинные очереди, спектакли проходили при полных аншлагах.
От любви артистов родились не только блестящие спектакли, но и дочь Варвара. Интересно, что девочка проводила много времени с сыном Игоря Владимирова от Зинаиды Шарко, Иваном. Дети росли в окружении целой плеяды актеров и до сих пор близки.
«Я счастлива, что судьба соединила нас. Я обалдела от творческого единодушия, а потом возникло более земное чувство», — призналась Фрейндлих.
Галатея затмила своего Пигмалиона
Однако если на репетициях Фрейндлих и Владимиров работали слаженно, то за рамками сцены все было иначе. В отношениях супругов появилась профессиональная ревность.
Кроме того, говорили, что талантливый руководитель продолжал привлекать внимание женщин и тяготился успехами супруги, о которой писали гораздо чаще, чем о постановщике.
«Галатея затмила своего Пигмалиона», — твердили окружающие. Скандалы, неумеренное употребление алкоголя, депрессии — друзья переживали за дальнейшую судьбу актрисы.
Режиссер Андрей Тарковский публично заявил, что Алиса Фрейндлих погибает в «больном театре», так как творческий потенциал Игоря Петровича пошел на убыль.
Игорь Петрович был категорически против того, чтобы жена снялась в «Служебном романе» Эльдара Рязанова.
Он считал Алису Фрейндлих едва ли не своей собственностью. Она не могла отказаться от роли, даже если она ей не слишком нравилась, как не могла активно сниматься в кино, потому что муж Алисы Бруновны был уверен, что профессионал не должен распыляться, а Фрейндлих – исключительно театральная актриса.
Рязанову пришлось специально ехать в Ленинград, чтобы встретиться с Владимировым и попробовать уговорить его отпустить супругу на съёмки.
Разговор происходил в доме Алисы Фрейндлих и Игоря Владимирова, и главный режиссёр театра имени Ленсовета в результате согласился, поставив условие: репертуар театра пострадать не должен ни при каких условиях. Алиса Бруновна ради этой работы в кино несколько месяцев провела между Ленинградом и Москвой, фактически ночуя в «Красной стреле», разрываясь между съёмочной площадкой, театральной сценой и дочерью, стараясь ничего не упустить, не забыть и всё успеть.
В 1977 году «Служебный роман» вышел на экраны, а Алиса Фрейндлих стала одной из самых популярных актрис в Советском Союзе. Естественно, в прессе тогда о ней стали много писать, и это очень задевало Игоря Владимирова. Его самолюбие было уязвлено.
Последней каплей для него стала заметка о гастролях театра в одной из московских газет, опубликованная под заголовком «Театр одной актрисы». А для нее – чрезмерное внимание мужа к противоположному полу, на что больше не было сил закрывать глаза.
Спустя 20 лет брака пара поняла, что пришло время поставить точку. Алиса Бруновна покинула и мужа, и театр имени Ленсовета.
Артистка не любит распространяться о причинах расставания с Владимировым. На съемках документального фильма к собственному юбилею «Фрейндлих. Алиса в стране лицедеев» актриса поделилась, что боготворила супруга и даже до сих пор любит его. Игорь Петрович не только превратил ее в звезду, но и был обожаем всеми членами семьи Фрейндлих.
Но вскоре в жизни Алисы Фрейндлих случился еще один служебный роман, на сцене того же театра им. Ленсовета. Молодой актер Юрий Соловей потерял голову от актрисы, которая была на 15 лет старше него. Но эта разница в возрасте не помешала им построить семью.
Брак продержался 12 лет, но тоже не выдержал испытания славой… Алисы Фрейндлих. Муж не был так же успешен и знаменит, а статус «мужа Фрейндлих» его тяготил. По словам артистки, он не смог реализовать себя, поэтому часто устраивал скандалы невероятно популярной жене. Он так тяжело переживал развод, что даже оставил свою актерскую профессию. «Просто я осознал, насколько все это было не мое», – признался позже Юрий Соловей.
С тех пор Алиса Фрейндлих больше не выходила замуж и не искала личного счастья. Это решение она объясняет достаточно просто: «Мужчины не любят независимых женщин». Сейчас смыслом своей жизни Алиса Бруновна считает семью – дочь Варвару и двух внуков, и конечно театр, к которому теперь ее никто уже не ревнует.
Последняя любовь Игоря Владимирова
На тот момент в личной жизни режиссера была некая неопределенность, он уже развелся с 2-мя предыдущими супругами и имел несколько детей. Поэтому сердце Игоря было свободно и во время одной из репетиций он понял, что неравнодушен к молодой актрисе Инессе Перелыгиной. Их отношения казались совершенно невозможными, ведь на тот момент режиссеру уже было 74 года, а Инессе едва исполнилось 30.
Несмотря на колоссальную разницу в возрасте они все-таки сблизились и вскоре даже официально расписались. Невзирая на семейные отношения Владимиров по-прежнему оставался требовательным режиссером и не давал поблажек своей юной жене в работе.
Ей приходилось наравне с другими стремиться получить хорошие роли, и также выслушивать замечания. Спустя несколько лет преклонный возраст Игоря дал о себе знать — у него начались проблемы со здоровьем.
Благодаря бывшей жене — Алисе Фрейндлих его положили в хорошую больницу, где и началось его длительное лечение. В этот трудный для пары период жизни Инесса действительно смогла доказать, что на самом деле любила своего мужа.
Игорь Петрович Владимиров умер на руках у молодой супруги 20 марта 1999 года. Ему было 80 лет.