Фильм – легенда. Его цитируют, им восхищаются, его пересматривают в двадцатый раз, и все равно находят новые тонкие и проникновенные детали, на которые раньше не обратили внимание. Тем удивительнее, что, открыв после премьеры газеты, режиссер Владимир Бортко узнал, что снял потрясающую воображение безвкусицу… Что таких помоев, как «Собачье сердце», «никто отродясь не снимал», а режиссера, павшего столь низко, надо «сбросить с моста».
Кадры со съемок картины «Собачье сердце».
Расстроенный Владимир Толоконников, сыгравший Шарикова, прочитав разгромные рецензии, позвонил Бортко: «Что мы сделали не так? Где недоработали?». Опытный Бортко в ответ лишь посмеялся «Время нас рассудит»…
Евгений Евстигнеев спасся благодаря «Собачьему сердцу»
Кто знает, удалось бы собрать фильму столько лавров, если бы не гениальное чутье Владимира Бортко, которому пришлось без преувеличений, в муках подбирать актерский состав.
Тяжко приходится, если выбирать не из чего, но если ты, как в том мультике, в гигантах, «как в сору роешься»? На роль профессора Преображенского претендовали Вячеслав Тихонов, Кирилл Лавров, Михаил Ульянов, Леонид Броневой, Олег Басилашвили, Юрий Яковлев, Владислав Стржельчик… Впору хвататься за голову, ведь любого из них легко можно представить в роли гениального профессора… Но именно в Евстигнееве Бортко увидел проникновенность, столь необходимую в этой роли.
Кадры со съемок: Владимир Бортко и Евгений Евстигнеев.
Работа над фильмом буквально вытащила актера из пучины. Он переживал очень сложный период в своей жизни. Только-только завершился громкий раздел МХАТа, когда многие давние коллеги покинули Олега Ефремова. Евстигнеев не ушел, лишь попросил не давать ему новые роли. Актер едва оправился после инфаркта, и новый материал давался ему физически нелегко. Раздраженный, издерганный Ефремов на нервах предложил бывшему соратнику «так уходи на пенсию». Это заявление казалось таким неоправданно жестоким и несправедливым, словно удар под дых…
Борис Плотников, сыгравший в фильме юного доктора Борменталя, после вспоминал: «Мне кажется, что этот узел глубоких переживаний полностью лег в Преображенского. Человека, который сам себя сделал, который владеет профессией. Который необходим людям, обществу. И вдруг из-под него уходит опора… Евгений Александрович переживал то же самое. Только был не врачом, а актером. И когда Преображенский говорит: «Дайте мне такую бумагу, чтобы была, как броня!..» – это Евстигнеев от своей больной души говорит!»
Кадры со съемок картины «Собачье сердце».
Работа над «Собачьим сердцем» буквально вдохнула в обескровленного Евстигнеева жизнь. Он без конца репетировал, разыгрывал перед домашними сцены из фильма, рассказывал о работе на съемочной площадке. В какой-то момент он даже прекратил традиционные для себя возлияния, на которые коллеги по цеху единодушно закрывали глаза…
Они просто привыкли, что в какой-то момент Евстигнеев удаляется со своим любимым чемоданчиком «учить роль», а на площадку возвращается уже «веселеньким». Все закончилось после сурового разговора с Бортко. Терпение режиссера лопнуло, когда актер едва не сорвал съемки собственной сцены. Задетый Евстигнеев всрылил: «Тогда я вообще сюда больше не приду»… Но он, естественно, пришел, слишком дорожил работой над этим фильмом.
Рожденный сыграть Шарикова
А вокруг роли Шарикова разгорались не меньшие страсти. По словам Бортко, «на роль Шарикова было восемь претендентов, в том числе и любимый мною актёр и друг Николай Караченцов. Но Толоконников, обнаруженный нами в Алма-Ате, убил меня совершенно. На пробе он разыгрывал сцену «Желаю, чтобы все!». Он так убедительно гмыкнул, хэкнул, так удивительно пропутешествовал глоток по его шее, так хищно дёрнулся кадык, что я утвердил его немедленно».
Эта роль, без сомнения, стала переломной в карьере Толоконникова. Спустя много лет он по-прежнему помнил каждую свою реплику наизусть, и с благодарностью отзывался о Бортко, который отстояв его кандидатуру перед многочисленными чиновниками, позволил вытянуть счастливый билет.
На момент съемок фильма Толоконникову исполнилось 45 лет, но из-за специфической внешности он с трудом снялся в трех незначительных ролях в кино. Теперь же его узнавали на улицах, подходили за автографами… «А вы знаете мою фамилию?», — осторожно интересовался актер у шумных поклонников. «Конечно же, Шариков», – гордо отвечали те.
Владимир Толоконников
Впрочем, на подобные мелочи грех жаловаться. Актер и сам прекрасно это понимал. Поэтому всякий раз, как приезжал в Москву из Казахстана, приходил на могилу Михаила Булгакова и ставил свечку, в благодарность за «Собачье сердце».
Бог в деталях
Поговорка гласит, что бог прячется в деталях. В фильме «Собачье сердце» им несть числа.
В картине собрано огромное количество аллюзий на произведения Булгакова.
Так, когда Преображенский приглашает коллег для осмотра Шарикова, среди них особо выделяется некто Персиков – главный персонаж другой повести Булгакова «Роковые яйца».
А реплика начитанного дворника в исполнении Юрия Кузнецова взята из произведения «Сколько Брокгауза может вынести организм»: «Я вот тоже Брокгауза и Ефрона читал. Два тома прочёл. Читаешь, читаешь, слова лёгкие. Мечислав, Богуслав и, убей Бог, не помню, какой кто. Книжку закроешь, всё вылетело!»
Прорицательница в цирке – персонаж из рассказа «Мадемуазель Жанна», а сцена с медиумом «Долго ли продержатся у власти большевики» — позаимствована из рассказа «Спиритический сеанс».
Многие зрители познакомились с произведением «Собачье сердце» уже после просмотра полюбившегося фильма, и были очень удивлены, не обнаружив там полюбившихся моментов и ставших крылатыми фраз.
А музыка звучит…
Отдельно, пожалуй, стоит сказать про музыкальное сопровождение фильма. Не менее яркое и запоминающееся, чем… чем все.
Композитор Владимир Дашкевич и знаменитый бард Юлий Ким быстро поняли, чего от них хочет режиссер. Владимир Бортко особенно настаивал, что музыка должна звучать трагически, сквозь веселый непритязательный мотивчик должна чувствоваться горечь, как сквозь смех иногда пробиваются слезы.
С особым удовольствием, как сейчас сказали бы «с драйвом» работал Юлий Ким над песней «Подходи, буржуй…» Здесь можно было от души порезвиться и похулиганить, создавая частушку, которая свалит великого профессора Преображенского с ног.
Действительно, она звучит так залихватски и одновременно так потрясающе отражает дух этого беспощадного и абсурдного периода отечественной истории, что впору по примеру профессора утратить почву под ногами.
Владимир Бортко на открытие памятника в честь 30-летнего юбилея фильма «Собачье сердце»
Умнейший актер фильма
На роль безродного пса Шарика рассматривались двадцать собак. Но обошел всех конкурентов именно Карай. Это был необычайно умный пес, работавший в милиции. На счету Карая к моменту съемок было 38 задержаний.
«Собачье сердце» для него стало дебютом в кино, хотя впоследствии знаменитая дворняга снимется еще в четырех фильмах.
Со всеми сотрудниками и коллегами у Карая сложились весьма дружеские отношения, кроме, пожалуй, Владимира Бортко, которого четвероногий актер откровенно побаивался. Сам Бортко уверял, что это был умнейший пес, «только что по-французски не говорил. Все делал в одного дубля».
Потрясенные очевидцы рассказывали: вот хозяйка Елена Никифорова строгим голосом говорит Караю: «Карай, ты проходишь здесь и садишься вон там, подойдет дворник с метлой. Он тебя ударит, но ты сидишь, он ударит тебя второй раз – тогда ты уходишь». Начинаются съемки, люди путаются, идут не вовремя, не туда, сбиваются с шага… Один Карай садится, где сказано, дворник бьет его, и пес терпит, и только после второго удара уходит. Было от чего впечатлиться!
Особенно тяжело далась Караю сцена, где он ловит на лету колбасу. Елена Никифирова рассказывала, что подопечного ею просто закормили. К тому же колбаса оказалась соленой, но пес продолжал послушно хватать ее на лету. И лишь после знака режиссера о том, дубль снят, Карай выплевывал очередной кусок и бежал к миске с водой.
Хотя пса выбрали на роль потому, что он был настоящей дворнягой: одно ухо – висит, другое – стоит торчком, — выглядел он слишком ухоженно для бездомного пса.
Чтобы придать четвероногому актеру «шелудивый вид», его шерсть сначала попробовали присыпать крахмалом. Но стоило Караю выйти на улицу и поваляться в снегу, как весь грим сошел на нет. Пришлось экспериментировать с более стойким желатином. А поскольку снимали не один день, хозяйка просто не мыла его все это время, чтобы не мучить животное каждый раз длительной подготовкой к съемкам. Так Карай и ходил повсюду «в гриме», смыть который по окончании работы над фильмом удалось с огромным трудом.
К сожалению, через четыре года после съемок «Собачьего сердца» умнейшего Карая не стало. Доблестного борца с преступностью попросту отравили.
Жаль, уникальный был пес.
Впрочем, это можно сказать обо всех составляющих великого фильма: отличные актеры, великолепный сценарий, шикарное наполнение. Смотрим, цитируем, любим… и снова смотрим. И так до бесконечности…